Турция протестировала в Ливии военные полеты

Анкара доказывает, что может быстро и легко направить в Ливию несколько самолетов F-16 и самолетов раннего предупреждения. Об этом сообщает официальный представитель МИД Турции.

Турецкие военные провели в четверг восьмичасовые воздушные учения на ливийском побережье, чтобы показать, что они могут быстро направить в страну несколько самолетов F-16 и самолетов раннего предупреждения, если это потребуется. Об этом сообщил турецкий чиновник в интервью Middle East Eye.

В отдельном официальном заявлении турецкие военные сообщили, что их военно-воздушные силы и военно-морской флот совместно провели «учения в открытом море» в Восточном Средиземноморье, в которых приняли участие 17 самолетов, вылетевших из города Эскишехир. К учениям присоединились также восемь фрегатов и корветов.

«Эта деятельность велась в международных водах, на маршруте общей протяженностью 2000 км туда и обратно», – сказал Middle East Eye второй турецкий чиновник. В учениях, которыми командовал военный штаб в Турции, также участвовали авианосцы и военные грузовые самолеты С-130.

Тем временем турецкие СМИ сообщили, что Анкара создаст две военные базы в Ливии в рамках своего сотрудничества в области безопасности с базирующимся в Триполи Правительством национального согласия (ПНС).

В ежедневном отчете Yeni Safak (турецкая консервативная ежедневная газета, близкая президенту Эрдогану), ссылающемся на региональные источники, говорится, что стратегическая авиабаза Аль-Ватия на западе Ливии станет центром беспилотников. Там будут размещены боевые дроны и самолеты наблюдения. Беспилотники будут защищены турецкими системами ПВО, как говорится в сообщении.

Аль-Ватия была отбита ПНС в прошлом месяце благодаря турецкой военной поддержке, и сражение за нее стало одной из побед над Ливийской национальной армией Халифы Хафтара (ЛНА). В результате наступление Восточного командующего в западной Ливии провалилось.

Несмотря на эмбарго ООН на поставки оружия, Турция подписала соглашение о военном сотрудничестве с ПНС и направила ему на помощь беспилотники, бронетехнику, сирийских наемников и военных офицеров. Это было сделано для поддержки правительства, которое изо всех сил боролось с силами Хафтара, поддерживаемого ОАЭ, Египтом и Россией.

Yeni Safak отмечает, что вторая турецкая военно-морская база будет создана в Мисрате, и это имеет решающее значение для цепочки военных поставок из Турции.

«Учитывая усиление греческих провокаций в Восточном Средиземноморье и стратегическое значение военно-морских сил, крайне важно сохранить присутствие турецкого флота в этом районе», – говорится в докладе.

Несколько сообщений в турецких СМИ ранее на этой неделе указывали на то, что Анкара планирует внести свой вклад в усилия по восстановлению Ливии после установления там постоянного режима прекращения огня. Турецкое правительство также намерено начать бурение нефтяных и газовых скважин в стране и у ее берегов в ближайшие несколько месяцев.

Yeni Safak утверждает, что нефтяная компания Turkish Petroleum, как ожидается, будет управлять нефтяными объектами в Мисрате, как только этот район будет полностью очищен от сил ЛНА.

Бурханеттин Дюран, эксперт по международным отношениям, близкий к турецкому правительству, заявил в своей колонке в пятницу, что Турция должна иметь план из четырех пунктов в Ливии, чтобы обеспечить защиту интересов Анкары.

«Во-первых, двусторонние отношения между Анкарой и Триполи должны быть углублены в сферах безопасности, энергетики и инвестиций. Это должно быть распространено на буровые работы на суше и на море», – написал он.

«Во-вторых, контроль ПНС над Сиртом и Джуфрой должен быть обеспечен путем захвата нефтяного полумесяца с помощью турецких военных самолетов и вооруженных беспилотников». (Нефтяной пулемесяц – район крупнейших нефтяных месторождений в Ливии, расположенных восточнее Сирта; в настоящее время он контролируется силами Хафтара и ЛНА, – прим.)

Также Дюран добавил, что Турция должна занять свое место в усилиях по восстановлению Ливии и разработать предложения по политическому решению, которое удовлетворило бы все заинтересованные стороны, включая соперничающее с ПНС правительство Ливии, базирующееся в Бенгази и связанное с Хафтаром.

(Хафтар объявил себя военным руководителем Ливии, фактически упразднив функции светского правительства в Бенгази и ливийского парламента в Тобруке, на востоке страны, хотя они в целом были лояльны ему. Турция и ПНС не хотят разговаривать с Хафтаром, чья армия терпит поражение, но могут попытаться договориться с независимыми от ПНС светскими структурами на Востоке Ливии, – прим.).