Турция ограничила поступление воды на северо-восток Сирии

Турция в очередной раз сократила поставки воды в район Хасаке на северо-востоке Сирии, и Автономная Администрация заявляет, что Анкара рискует сотнями тысяч жизней в разгар пандемии и резкого повышения температуры.

Протесты по поводу продолжающегося нарушения Турцией поставок питьевой воды в район Хасаке на северо-востоке Сирии становятся все громче. Агентства по оказанию гуманитарной помощи и официальные лица автономной администрации на северо-востоке Сирии заявляют, что Турция подвергает риску сотни тысяч жизней своими действиями в разгар пандемии COVID-19 и резкого повышения летних температур.

Около 89 организаций гражданского общества отметили в опубликованном заявлении, что Турция и подконтрольные ей суннитские группировки боевиков в очередной раз перекрыли подачу воды с насосной станции «Аллок» близ Рас-эль-Айна 13 августа. Станция обеспечивает питьевой водой около 800 000 жителей, а также является основным источником воды для транспортов, поставляющих питьевую воду десяткам тысяч внутренне перемещенных сирийцев, заключенных членов ИГИЛ и их семьям. Это уже восьмая подобная остановка с тех пор, как Турция вторглась в Рас-Аль-Айн после военного нападения на курдские силы. Она контролирует этот район с октября 2019 года. «Аллок» был выведен из строя во время турецкого вторжения и восстановлена лишь частично.

«Спорадические поставки воды вынудили население северо-востока Сирии полагаться на небезопасные альтернативы, подвергая опасности свою жизнь в довершение борьбы с COVID-19, - говорится в заявлении. - Приостановка работы водной станции «Аллок» ставит под угрозу жизни сотен тысяч людей, поскольку мытье рук водой и [мылом] необходимо для защиты от пандемии».

По меньшей мере 20 человек погибли в результате распространения коронавируса в районе, контролируемом курдами. По данным информационного центра «Рожава», исследовательской организации, регулярно публикующей отчеты о северо-восточной Сирии, насчитывается 294 случая заболевания. Растет беспокойство по поводу того, что пандемия выходит из-под контроля. Лондонская школа экономики предсказала в недавнем исследовании, что число случаев заболевания по всей Сирии может достичь двух миллионов к концу августа.

Нушин Ибрагим, 22-летняя женщина из города Хасаке, с которой «Аль-Монитор» связался через информационный центр «Рожава», сказала: «У нас не было воды в течение последних 25 дней. В этой ситуации, когда вирус распространяется и вода отключена, мы не можем принять никаких мер предосторожности против коронавируса. Средства массовой информации говорят нам, что мы должны мыть руки каждые полчаса, но когда вода недоступна, это очень трудно».

Ахмед аль-Хелиль, другой житель города Хасаке, сказал: «У нас нет питьевой воды и даже воды вообще. Недостаток воды создает как медицинские, так и психологические проблемы. Вода – это основное право человека. Но мы изо всех сил пытаемся найти воду, потому что ее очень дорого покупать, и еще хорошо, если вы действительно найдете кого-то, кто готов ее продать».

Остановки поставок воды рассматриваются как часть турецких усилий по удушению Автономной администрации, в которой доминируют курды, путем сочетания политического, экономического и военного давления. В то же время Турция продолжает свои атаки против сирийских курдских сил с помощью артиллерийских ударов и боевых беспилотников.

Синам Мохаммед, вашингтонский представитель политического крыла автономной администрации, Сирийского демократического совета, сообщила «Аль-Монитору», что администрация провела срочную встречу с американскими дипломатами в регионе по поводу сокращения водоснабжения и призвала Соединенные Штаты внушить Турции, что ее действия неправильны и должны быть немедленно прекращены ради более чем трех четвертей миллиона ни в чем не повинных сирийских граждан. Мохаммед сказала, что встреча состоялась 22 августа. По ее словам, американские официальные лица пообещали обсудить этот вопрос с Турцией и попытаться решить проблему. Турция отрицает эти обвинения. Госдепартамент не ответил на запрос «Аль-монитора» о комментариях.

Джеймс Джеффри, посланник США в Сирии, как известно, неоднократно поднимал этот вопрос на частных встречах со своими турецкими коллегами. Но Вашингтон до сих пор официально не осудил Турцию за остановку поставок воды. Ожидается, что Джеффри отправится в Анкару в четверг после участия в спонсируемых ООН переговорах между членами сирийской оппозиции и представителями сирийского правительства, которые стартовали сегодня в Женеве. Партия «Демократический союз», входящая в состав Автономной администрации, остается непредставленной на переговорах, поскольку Турция выступает против ее присутствия.

Россия, выступающая посредником между Турцией и Автономной администрацией, либо не может, либо не хочет заставить Анкару изменить свою позицию по водному вопросу.

Центральное правительство в Дамаске оказало курдам некоторую довольно редкую для него поддержку. Постоянный представитель Сирии при ООН Башар аль-Джаафари заявил в телефонном разговоре с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутеррешем: «Агрессивное поведение Турции по перекрытию питьевой воды в Хасаке является военным преступлением и преступлением против человечности».

Жозеф Лахдо, сопредседатель местной администрации и муниципалитетов на северо-востоке Сирии, заявил, что принимаются чрезвычайные меры для решения проблемы нехватки воды. Они включают в себя рытье 100 скважин, соединенных с центром перераспределения в Хирбат-Хамме к северо-западу от Хасаке. Но Лахдо сказал, что это только на 50% решит проблему.

Поток воды из «Аллока», как сообщается, возобновился вчера после того, как Автономная администрация отключила поставки электричества в удерживаемую Турцией зону. Но вода еще не достигла жилых районов города Хасаке, сказал Томас Макклюр, исследователь информационного центра «Рожава».

«Еще до 13 августа многие районы существовали без воды в течение одного или двух месяцев», - сказал Макклюр в интервью «Аль-Монитору».

21 августа в письме на имя Гутерриша находящийся в Дамаске глава вселенской Сирийской православной церкви назвал действия Турции преступлением против человечности. Игнатий Афрем II сказал: «Использование воды в качестве оружия – что происходит уже не в первый раз – является варварским актом и вопиющим нарушением основных прав человека. Однако международное сообщество никак не отреагировало на это злодеяние, несмотря на постоянные призывы жителей региона».