Турция и Россия договорились работать над перемирием в Ливии

Несмотря на поддержку противоборствующих сторон, Турция и Россия обязались работать над прекращением огня в североафриканской стране в конфликте, который подпитывает сложный лабиринт соперничества по всему региону.

Эти страны заявили, что будут настаивать на прекращении огня в Ливии, где они поддерживают противоборствующие стороны в гражданской войне, в то время как между Анкарой и Европой продолжает расти напряженность в других частях Средиземноморья, обнажая клубок конкурирующих альянсов по всему региону.

На встрече, которая прошла в среду в Анкаре, турецкие и российские официальные лица договорились продолжить работу по достижению перемирия в Ливии, а также способствовать диалогу между воюющими сторонами и улучшению гуманитарной ситуации. Об этом говорится в заявлении МИД Турции.

Турция вступила в ливийский конфликт в январе на стороне международно признанного Правительства национального согласия (ПНС) против командира повстанцев из Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара, быстро изменив соотношение сил в пользу ПНС. Это произошло, несмотря на поддержку Хафтара со стороны России, Франции, Египта и других стран.

В обмен на военную помощь Турция в прошлом году подписала выгодные энергетические сделки с ПНС, которые создают исключительную экономическую зону, простирающуюся от средиземноморского побережья Турции до побережья Ливии, посягая на греческие и кипрские территориальные воды.

На этой неделе турецкий корабль начал геологоразведку вблизи греческого острова Кастеллоризо, который находится менее чем в пяти милях от турецкого побережья. Греция обвинила Турцию в нарушении ее суверенных прав. Турция также ведет разведку углеводородов в водах, на которые претендует Кипр.

Сотрудничество России и Турции не может не беспокоить некоторых игроков в Европе. Президент Турции Реджеп ТайипЭрдоган и его российский коллега Владимир Путин в последние годы демонстрируют хорошие отношения, несмотря на всплеск стратегических разногласий от Средиземноморья до Ближнего Востока и Кавказа.

Президент Франции Эммануэль Макрон, который неоднократно критиковал политику Турции в Ливии, предупредил в четверг, что Европейский Союз не должен уступать Средиземное море «другим акторам», и потребовал от ЕС ввести дополнительные санкции против Анкары за нарушение греческих и кипрских морских границ на этой неделе.

«Речь идет о борьбе за власть, в частности Турции и России, которые все больше и больше заявляют о себе и перед лицом которых ЕС все еще делает слишком мало», – заявил Макрон перед переговорами с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом, пообещав полную поддержку как Кипру, так и Греции.

Турция, похоже, считает, что это «блеф Макрона», как отметил Тимоти Эш, старший стратег Bluebay Asset Management, в исследовательской записке для клиентов. «Может ли Макронобеспечить единодушие для таких действий внутри ЕС, когда многие страны все еще видят большие стратегические интересы, требующие взаимодействия с Турцией, включая мигрантов, борьбу с терроризмом, противодействие угрозам со стороны России и Ирана?»

Президент США Дональд Трамп, который в основном наблюдал за ливийской трясиной со стороны, теперь разогреваетдипломатические мускулы. Трамп и Эрдоган пообещали на прошлой неделе «тесно сотрудничать» по Ливии в телефонном разговоре, а в понедельник американский лидер поговорил с врагом Эрдогана, президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. Трамп и Сиси согласились работать над прекращением огня, даже когда египетский парламент проголосовал за отправку войск в Ливию.

Турция и, возможно, США могут предпочесть прекращение огня после того, как триполитанское Правительство национального согласия (ПНС) укрепит свои позиции. ПНС вскоре может захватить стратегический город Сирт, ворота к восточным нефтяным месторождениям Ливии. Советник Эрдогана Ибрагим Калин заявил агентству «Рейтер» после переговоров с Россией, что прекращение огня потребует от сил Хафтара отступить из Сирта, а также из Джуфры (военная база в Джуфре является крупнейшей в Ливии, она позволяет контролировать воздушные коммуникации этой страны; ее потеря, наряду с потерей Сирта и нефтяных месторождений восточнее этого города означает поражение Хафтара и его сторонников в гражданской войне в Ливии. - Прим.).

Хотя Турция и Россия договорились в среду о том, чтобы продолжать настаивать на прекращении огня в Ливии, Анкара заявила, что лидер восточных сил Хафтар не является легитимным и его силы должны уйти с ключевых позиций, чтобы появилась какая-либо заслуживающая доверия сделка.

Турция и Россия являются посредниками в ливийском конфликте, где они поддерживают противоборствующие стороны. Россия поддерживает восточные силы под руководством Халифы Хафтара, в то время как Турция помогает базирующемуся в Триполи Правительству национального согласия (ПНС). «Мы только что достигли соглашения с Россией о работе над надежным и устойчивым прекращением огня в Ливии», - сказал агентству «Рейтер» главный советник президента Тайипа Эрдогана по вопросам безопасности Ибрагим Калин.

Он отметил, что любая сделка должна основываться на возвращении к тому, что, по его словам, было ливийским фронтом в 2015 году. Он потребовал, чтобы силы Хафтара отступили из средиземноморского города Сирт и Джуфры. «Чтобы перемирие было устойчивым, силы Хафтара должны быть эвакуированы из Джуфры и Сирта», – сказал Калин агентству «Рейтер» в интервью в президентском дворце в Анкаре.

Между тем Соединенные Штаты заявили ранее, что Москва направила военные самолеты в Джуфру через Сирию для поддержки российских наемников, которые воюют вместе с Ливийской национальной армией Хафтара (ЛНА). Москва и ЛНА это отрицают.

Египет, который также поддерживает ЛНА, пригрозил направить войска в соседнюю Ливию, если ПНС и турецкие войска попытаются захватить Сирт. Египетский парламент в воскресенье дал зеленый свет возможному военному вмешательству. Калин сказал на это, что любое египетское развертывание в Ливии будет препятствовать усилиям по прекращению боевых действий и будет рискованным для Каира: «Я считаю, что это будет опасная военная авантюра для Египта».

В среду совместное соглашение Турции и России об усилиях по прекращению огня включало призыв к мерам по обеспечению гуманитарного доступа к нуждающимся и содействию политическому диалогу между соперничающими ливийскими сторонами. Но Калин сказал, что Хафтар нарушил предыдущие соглашения о прекращении огня и не является надежным партнером, предложив другим фигурам на востоке сыграть свою роль. «Мы все равно не воспринимаем Хафтара как законного актора, – сказал он. – Но в Тобруке есть еще один парламент. В Бенгази есть и другие игроки. Переговоры должны состояться между ними».

«Ситуация в Ливии меняется благодаря вмешательству США, которые пытаются быть посредниками между Турцией и Египтом и поощрять Турцию к дальнейшему наступлению, одновременно пытаясь убедить Египет не вмешиваться. Похоже, инициатива в Ливии выскальзывает из рук России», – сказал ОзгурУнлухисарцикли, директор немецкого Фонда Маршалла в Анкаре.

Турция по-прежнему ожидает давления со стороны Москвы. Обе стороны также расходятся в Сирии, где Путин поддерживает президента Башара Асада, а Эрдоган – оппозиционных боевиков, и время от времени втягиваются в конфронтации. Но они также отложили разногласия, чтобы обеспечить ряд договоренностей о прекращении огня в Сирии.

На прошлой неделе боевые действия в сирийской провинции Идлиб, включая российские авиаудары, вызвали некоторые предположения о том, что Москва ставит под угрозу четырехмесячное перемирие, чтобы послать Анкаре сообщение по Ливии.

Напряженность также усилилась на Кавказе, когда вспыхнули боевые действия между близким союзником Турции Азербайджаном и ее врагом – Арменией, традиционно поддерживаемой Москвой. В четверг Армения провела совместные с Россией учения по противовоздушной обороне, как сообщил представитель Минобороны в Ереване.

Эрдоган и другие турецкие официальные лица пообещали Азербайджану полную поддержку, включая вооружение, отступив от своей осторожной позиции по поводу давнего конфликта Азербайджана с Арменией.

«США меняют свою позицию по Ливии и сближаются с Турцией, сохраняя при этом посредническую позицию, и Турция согласилась на эту роль. Вероятно, это разозлило Москву, – сказал Унлухисарджикли. – Я думаю, что Россия дает свой ответ [Турции] на Кавказе».

Примечание

 

РФ и Турция периодически заключают между собой соглашения о прекращении огня. Это обусловлено тесным экономическим сотрудничеством (страны имеют торговый оборот около 30 млрд долларов, включая постройку Россией гигантских инфраструктурных проектов – газопровода «Турецкий поток» и АЭС в Аккую). Кроме того, Россия и Турция имеют общие геостратегические интересы, связанные с ограничением роли США на Ближнем Востоке. Эти обстоятельства помогают купировать русско-турецкие противоречия и заключать договоренности.

Но, с другой стороны, Турция быстро расширяет свое влияние. Она ведет одновременно три войны – в Сирии (куда введено до 40 тысячтурецких военных, в частности в зону Идлиба, которую президент Сирии Башар Асад и РФ пытаются отобрать у Турции), в Ливии и в северном Ираке (там Турция действует против баз РПК и против курдских гражданских объектов). Одновременно Турция решительно выступила в поддержку Азербайджана в ходе его конфликта с Арменией. Неоосманская империя Эрдогана получила дополнительную идеологическую накачку, когда президент присвоил Айа-Софии статус мечети, что стало не только формой выражения политического ислама, но и способом заявить орегиональных и мировых амбициях Турции, которая подтверждает свои завоевания и выступает в роли авангарда мусульманского мира. Айа-София была взята силой турецкого оружия и превращена в мечеть столетия назад и воспринимается многими как символ турецкого завоевания.

С учетом активной внешней политики РФ, которая заявляет о своем «вставании с колен» и вовлечена в несколько военных конфликтов (в Сирии, Ливии и на Кавказе) на стороне противников Турции, столкновение между странами становится возможным. Особенно учитывая растущую поддержку Турции со стороны США, которые, по словам бывшего советника по нацбезопасности Джона Болтона, намерены передать ряд регионов Большого Ближнего Востока «в аутсорсинг» Турции.

Президент Эрдоган маневрирует между США и РФ, используя противоречия между ними с выгодой для себя, чтобы расширять и дальше влияние Турции. Но это опасная игра, которая может привести к столкновениям с Россией, как произошло в 2015 году, когда турки сбили российский самолет.