Последствия возможной отставки премьер-министра Ливии для Турции
Премьер-министр Ливии Файез аль-Саррадж планирует уйти в отставку, что может сказаться на договоренностях с Анкарой и поставить под сомнение будущие двусторонние связи.
Премьер-министр Ливии Файез аль-Саррадж планирует уйти в отставку, что может сказаться на договоренностях с Анкарой и поставить под сомнение будущие двусторонние связи.
Недавняя вспышка протестов на западе Ливии и междоусобицы в рамках признанного ООН правительства национального согласия (ПНС) в Триполи оказали давление на премьер-министра Ливии Файеза Сарраджа. Как ожидается, он объявит о своей отставке на этой неделе и возьмет на себя роль «хранителя правительственных функций». Об этом говорится в докладе Bloomberg во вторник.
Междоусобицы в Триполи начались после того, как в июне наступление сил ПНС вдоль нынешней линии фронта Сирт-Джуфра в центральной Ливии зашло в тупик. При незначительном развитии событий между воюющими сторонами и неоднократных попытках добиться прекращения огня внутри ПНС вспыхнули столкновения. Это обстоятельство высветило сохраняющуюся нестабильность на западных ливийских территориях, отвоеванных у Ливийской национальной армии Хафтара.
В конце августа протестующие вышли на улицы Мисураты, аз-Завии и Триполи, чтобы заявить о своем несогласии с коррупцией в правительстве и ухудшением условий жизни. После внутренней напряженности, которая привела к круглосуточным блокировкам работы правительства, Саррадж отстранил министра внутренних дел ПНС Фатхи Башагу во время его визита в Турцию, но позже восстановил на его посту.
(Социальные протесты также имели место на востоке Ливии, в регионах, контролируемых ЛНА – Ливийской национальной армией Хафтара. Причиной происходящего стало то, что Хафтар остановил добычу нефти на контролируемых им территориях, где расположены главные месторождения Ливии – восточнее Сирта. Это привело к потере доходов как самого Хафтара, так и правительства в Триполи. Ранее стороны делили доходы от экспорта нефти, потому что Хафтар не мог официально продавать нефть в обход правительства Триполи (ПНС), а триполитанцы не могли сами добывать нефть, так как месторождения контролировали войска Хафтара. Поскольку наступление ПНС на Сирт остановилось, стороны, после решения Хафтара, так и остаются без нефтяных денег, т.е. без главного источника дохода. Им стало нечем платить зарплату служащим, работникам коммунальной сферы и т.д. Между тем, несмотря на диктатуру вооруженных отрядов на востоке и западе Ливии – отрядов лояльных Хафтару или Сарраджу, в Ливии действуют местные органы самоуправления. Эти муниципалитеты и местные жители, испытывающие теперь проблемы с водой, электричеством и т.д., и организовали массовые протесты. ПНС применило оружие для разгона протестующих, а те стали сжигать правительственные офисы. Именно это и вызвало слухи об отставке премьер-министра Сарраджа. - Прим.).
Новость о возможной отставке Сарраджа появилась после того, как турецкое военное вмешательство помогло прорвать 14-месячную осаду Триполи восточными ливийскими силами, лояльными командующему Халифе Хафтеру в июне. Сегодня эта новость вызывает вопросы относительно предыдущих и будущих соглашений между Анкарой и Триполи.
В ноябре 2019 года Саррадж подписал спорное соглашение с Анкарой о разграничении общей морской территории в восточной части Средиземного моря в районе, на который претендует Греция. С тех пор Анкара использовала это соглашение в качестве основы для проведения геологоразведочных работ в спорных водах, что в последние месяцы усилило напряженность между Турцией и рядом европейских стран. (Турция и Греция претендуют на газовые месторождения в восточном Средиземноморье в спорных регионах. Грецию поддерживают Франция и Египет. Большинство стран Евросоюза встали на сторону члена ЕС Греции и угрожают Турции санкциями. - Прим.).
Если сообщения о предстоящей отставке Сарраджа подтвердятся, морское соглашение наряду с другими пунктами сотрудничества Анкары и Триполи может быть осложнено хаосом в ливийской политической системе.
«У Турции есть только один документ, касающийся этого морского соглашения, и он носит имя Сарраджа», - сказал «Аль-Монитору» Джалель Харджауи, научный сотрудник Института Клингендаэля, который специализируется на Ливии.
Он добавил: «Если люди будут продолжать давить на правительство (ПНС), что, как я полагаю, является одной из причин, по которой Саррадж использует этот момент, чтобы сигнализировать миру, что он заинтересован в уходе, то Турции лучше иметь план на случай его ухода».
Общественный раскол высветил разногласия внутри ПНС в преддверии переговоров в Женеве в следующем месяце – переговоров, которые будут направлены на то, чтобы заложить основу для новой структуры управления в Ливии.
Аналитики говорят, что слухи о переходе Сарраджа на должность смотрителя могут быть попыткой выполнить руководящие обязанности, не отказываясь полностью от государственной власти, поскольку политические лидеры готовятся к всеобщим выборам, а также конституционному референдуму в ближайшие 18 месяцев.
«Это правда, что Саррадж был значительно ослаблен после его ссоры с Башагой и что в настоящее время он сталкивается со все более открытой оппозицией в Триполи, – сказала изданию «Аль-Монитор» Элисон Парджетер, старший научный сотрудник Лондонской школы исследований безопасности Королевского колледжа. – Однако это не обязательно означает, что он готов все бросить прямо сейчас».
Она отметила, что отставка Сарраджа может создать политический вакуум в западной Ливии, что еще больше ослабит и подорвет Президентский совет и ПНС. Этот шаг также может нанести ущерб связям между Триполи и Анкарой.
«В то время как у Анкары есть много других партнеров в Ливии, включая Башагу, именно Саррадж в качестве главы международно признанного правящего органа страны обеспечил Турции законное прикрытие для ее действий в Ливии и Средиземноморье», - отметила Парджетер.
Эмадеддин Бади, старший научный сотрудник программы по Ближнему Востоку в Атлантическом совете, сказал, что новость об отставке Сарраджа может быть правдой, но будет иметь ограниченное влияние на текущие события.
«Уже было ясно, что исход Женевских переговоров, скорее всего, приведет к формированию нового политического образования, в которое Саррадж скорее всего не войдет, – сказал Бади в интервью «Аль-Монитору». – Потенциальная отставка сейчас только цементирует эту реальность».
Возникший в результате ухода Сараджа вакуум власти вызовет вопросы не только по поводу продолжающегося вмешательства Анкары в дела страны, но и по поводу экономического сотрудничества между частным сектором Турции и ливийскими государственными структурами в Триполи. До начала ливийской войны в 2011 году турецкие компании имели в стране контракты на сумму более 18 миллиардов долларов, как сообщает турецкая Ассоциация подрядчиков. Эти компании стремятся сегодня вернуть миллиарды долларов по контрактам, оставшимся неоплаченными в результате девятилетнего конфликта – гражданской войны в Ливии.
Меморандум о взаимопонимании, подписанный между турецким и ливийским центральными банками в августе для расширения сотрудничества, также может быть подвержен будущим потрясениям, как указал Харджауи.
Эти события происходят в тот момент, когда турецкие и российские официальные лица встречаются в Анкаре для технических переговоров 15 и 16 сентября. Тема обсуждения – события в Сирии и Ливии. С учетом множества неопределенных событий ближайшего будущего, Харджауи отметил, что позиция Турции в Ливии остается «деликатной».
«Может быть, у Турции есть прекрасный план, – сказал Харджауи «Аль-Монитору». – Может быть, они проработали все детали с Россией и точно знают, что делать, или же они постепенно теряют контроль над этой сверхсложной вещью - так называемой ливийской политикой».