Ожидается, что Хафтар примет участие в церемонии с участием президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и спикера ливийского парламента Агилеха Салеха позже в субботу в Каире, как сообщили официальные лица, попросив не называть их имена.
Мирная инициатива, координируемая Египтом, появилась после раунда встреч в Каире и через день после того, как силы, лояльные Правительству национального согласия (ПНС) в Триполи, захватили оставшийся оплот Хафтара в западной Ливии, фактически разгромив его Ливийскую национальную армию. ЛНА по-прежнему контролирует Восток и юг богатого нефтью североафриканского государства. Хафтар был поддержан Россией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Египтом.
Хафтар сопротивлялся предыдущим долгосрочным проектам перемирия, отказавшись подписать соглашение в январе на встрече, организованной Россией. Но его поражение на Западе Ливии от рук ливийских правительственных сил, поддерживаемых Турцией, не оставило ему иного выбора, кроме как принять политическую инициативу, предложенную Салехом, чей парламент (он расположен на Востоке Ливии в городе Тобрук, – прим.) находится в союзе с Хафтаром.
В прошлом месяце Салех выступил против попытки Хафтара установить полный контроль над Востоком, и это увеличило раскол между ними (в мае Хафтар провозгласил себя военным руководителем всей Ливии, тем самым отстранив от власти и восточно-ливийский парламент, нанеся удар по легитимности восточно-ливийских сил, противостоящих ПНС, в глазах международного сообщества, – прим.). На прошлой неделе Египет выступил посредником в достижении соглашения между Хафтаром и Салехом.
По словам дипломатов, инициатива Салеха предполагает создание в Триполи небольшого президентского совета для реформирования международно-признанного правительства, которое возглавляет премьер-министр ПНС Файез Аль-Саррадж. Согласно мирному плану, члены объединенного правительства будут избираться коллегиями выборщиков с востока, запада и юга Ливии. Субботнее сообщение также подчеркнет, что Хафтар стремится к единой Ливии. Об этом сказал один из дипломатов. (Однако, сомнительно, что ПНС и стоящая за его спиной Турция согласятся принять мир на условиях Хафтара, ведь они сегодня наступают, – прим.).
Представитель ЛНА Хафтара не отвечал на звонки и текстовые сообщения, требующие комментариев. Представитель Сарраджа, премьер-министра триполитанского правительства, так же не смог сразу дать комментарий. Председательствующий в Египте заявил, что он принял Салеха и Хафтара, не предоставив дополнительных подробностей по какой-либо инициативе.
Силы Хафтара, поддерживаемые более чем 1000 российскими наемниками, казалось, были готовы взять столицу Ливии, Триполи, до того, как турецкая военная интервенция переломила ход событий за последние два месяца. Арабские и европейские дипломаты выразили обеспокоенность тем, что теперь страна будет разделена на запад, где доминируют турки, и Восток, где доминируют русские, куда, по словам США, Москва направила флот реактивных истребителей для поддержки своих наемников и ЛНА.
Тем временем, Правительство национального согласия Триполи заявило, что оно будет наращивать свои усилия, чтобы попытаться захватить город Сирт, расположенный к востоку от Триполи, который войска Хафтара захватили в январе, и авиабазу Джуффра, принадлежащую Хафтару, в центральной Ливии (на этой базе, как сообщалось ранее, были расположены российские «Миги», переброшенные для поддержки сил Хафтара, – прим).