«Мы надеемся, что турки продолжат оказывать давление на тамошние террористические организации, самая могущественная из которых – «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ – организация, запрещеная в России)», - сказал посланник Джеймс Джеффри, выступая на конференции, организованной базирующимся в Вашингтоне Атлантическим советом.
«Проблемы с этой организацией и другими [радикалами] в том, что они дали России и сирийскому правительству повод нарушить перемирие, – заявил Джеффри. – На этот раз мы не хотим, чтобы у них было такое оправдание».
Сирийская провинция Идлиб является домом для ряда соперничающих оппозиционных группировок, включая поддерживаемые Турцией антиасадовские группировки боевиков, включая связанную с «Аль-Каидой» (организация запрещена в РФ) «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ).
ХТШ, которая в январе 2019 года вырвала контроль над провинцией Идлиб из рук своих более умеренных соперников, считается террористической организацией Россией, Турцией и США, а также Советом Безопасности ООН. В последнем ежегодном докладе американской Комиссии по международной религиозной свободе, опубликованном на этой неделе, содержится призыв к Вашингтону объявить ХТШ «субъектом, вызывающим особую озабоченность».
Присутствие этой группировки в последнем оплоте сирийской антиасадовской оппозиции неоднократно приводилось в качестве оправдания президентом Башаром Асадом и Россией для начала того, что Соединенные Штаты назвали «преднамеренными нападениями на гражданское население и гражданскую инфраструктуру, включая школы и больницы». И Дамаск, и Москва отрицают проведение неизбирательных нападений и утверждают, что они нацелены на такие группировки, как «Хайят Тахрир аш-Шам».
По данным ООН, возобновившееся наступление правительственных войск в декабре 2019 года привело к перемещению примерно 1 миллиона человек в Идлибе, большинство из которых – женщины и дети. Мартовское прекращение огня, договоренности о котором были заключены при посредничестве России, соглашение, которое поддерживают Асад и Турция, а также некоторые оппозиционные группировки, борющиеся с правительством Асада, является последней попыткой прекратить боевые действия.
Что дальше: прекращение огня ставит перед Анкарой задачу обуздать «Хаят Тахрир аш-Шам» и другие радикальные группировки в Идлибе, чего, по словам Москвы, Турция не смогла сделать в рамках предыдущих договоренностей с Россией и Ираном.
ХТШ не признает этого прекращения огня и не поддерживает совместные военные патрули, проводимые Турцией и Россией вдоль стратегической сирийской магистрали (М4). Если перемирие не удастся удержать, то, как предупредили организации по оказанию помощи беженцам, возможен очередной тотальный конфликт и кризис беженцев на границе Турции.