«Польский вопрос» на Ближнем Востоке и курды
Есть старый советский еврейский анекдот о стареющей еврейской бабушке, которая впервые пришла в театр. Каждый раз, когда новый персонаж появляется на сцене, она пристает к членам своей семьи, сидящим рядом, спрашивая их, является ли персонаж евреем. Это классическая русская пьеса, поэтому очевидно, что ни один из них не является таковым. Наконец, когда няня главного героя представляет себя, внук, находясь в полном отчаянии, смягчается и отвечает бабушке утвердительно: «Няня — еврейка!». Бабушка мгновенно вскакивает со своего места и кричит: «Браво, няня!»
Мы не должны сравнивать ситуацию, с которой сталкивались евреи Европы до Холокоста, с ситуацией, свидетелям которой были курды. Евреи были религиозным меньшинством. За исключением балканской и русской периферии, с их мусульманским населением, их соседями были христиане. Курды — это мусульманское озеро, окруженное мусульманским океаном. Ни в одном месте, где проживали евреи, они не составляли регионального большинства. Это не относится к курдам, хотя их число не равномерно по всем регионам.
К сожалению, есть много других народов с похожей историей. Одна из тех, которую мы любим забывать, — это Польша. Эта история, очень неудобная почти для всех на Западе, напоминает историю курдов в своем несчастье.
Современная история Польши — это история нации, разделенной между тремя империями. Могущественное государство в восточной части континента, оно было разделено в 1772 году, а затем в 1793 и 1795 годах между тремя «всадниками» Европы: Россией, Пруссией и Австрией. На протяжении более чем 200 лет поляки, разбросанные по трем империям, боролись за восстановление своей независимости. Это, наконец, произошло в конце Первой мировой войны в результате распада трех империй.
Большинство курдов также разделены между Ираком, Турцией, Ираном и Сирией. Эти страны относятся к ним с подозрением, а курдские национальные устремления сдерживаются и жестоко подавляются. Курды Ирака обладают очень высокой степенью автономии, которую можно даже назвать псевдо-независимостью. Эту ситуацию можно было бы сравнить в некоторых ее аспектах с условиями в той части Польши, которая находилась под русским владычеством.
Во время борьбы за независимость поляки были преданы всеми силами и всеми возможными способами. Курды могут по праву претендовать на такое же сомнительное достижение. Вторая Мировая война началась с немецкого и советского вторжения в Польшу и ее предательства Англией и Францией. Война закончилась очередным предательством, как будто Польша не участвовала в военных действиях. Курды, приложив огромные усилия для разгрома ИГИЛ (организация, запрещенная в России, — прим.), проявили такое же мужество и приняли почти такую же участь из рук сверхдержав.
Зная, что не обязательно быть похожим на евреев, чтобы страдать, мы можем надеяться, что Курдская национальная мечта однажды расцветет, несмотря на истерики истории. До тех пор слова польского гимна могут быть вдохновляющими: Jeszcze Polska niezgineła — «Польша еще не погибла».