Ежегодно 6 мая в Сирии и Ливане отмечается День мученика. Эта дата была выбрана в знак памяти о трагических событиях вековой давности, а именно учинённых османами расправ над сирийскими патриотами в Дамаске и Бейруте в ходе Первой мировой войны, длившихся с 21 августа 1915 года до начала 1917 года. Конкретно 6 мая было избрано по той причине, что на этот день пришлось наибольшее количество казней. Фактически этот день стал рубежом и этапным моментов в истории сирийского и ливанского движения за независимость.
Как началась череда казней
Расправы по отношению к ливанской и сирийской элите, ставшие в дальнейшем известными как «виселицы свободы», начались вскоре после отмены конституции Османской империи во время правления султана Абдель-Хамида Второго в 1876 году. И арабы, и турки настаивали на необходимости возобновления её действия, и ассоциация «Единение и прогресс» сыграли большую роль в закреплении данного требования в качестве приоритетного в преддверии младотурецкой революции 1908 года, ознаменовавшей свержение режима Абдель-Хамида Второго. Во главе новой власти оказался один из лидеров младотурков Джамаль-Паша, который позднее получил прозвище «Кровавый».
Ахмет Джамаль-Паша был губернатором Багдада и одним из предводителей «Единения и прогресса». Он стал членом «триумвирата», фактически возглавившего Османскую империю после младотурецкой революции и свержения султана Абдель-Хамида Второго. Он также принял участие в военном перевороте 1913 года, после которого занял пост министра общественных работ, за которым в его биографии последовали посты министра мореходства в 1914 году, командующего 4-й армии после вступления Османской империи в Первую мировую войну и, наконец, верховного правителя Сирии и Леванта в 1915 году, где он приобрёл практически безграничную власть.
После завоевания «Единением и прогрессом» политического господства в 1909 году руководство ассоциации распустило все нетурецкие объединения, что естественным образом спровоцировало широкое народное недовольство среди представителей других национальностей, в первую очередь среди арабов, организовавших в Париже конгресс, на котором они потребовали реформ в управлении Османской империей. Затем начались полевые казни лидеров арабского революционного движения. Одним из первых пал жертвой учинённого младотурками террора Зокан аль-Атраш, отец национального героя Сирии Султана-Паши аль-Атраша. Его казнили в 1911 году вместе с четырьмя его сподвижниками, включая Яхью и Хеззаа Изза-ад-Динов, Мухаммада аль-Кальани и Хамада аль-Мухавваша. Все они были убиты за сопротивление деспотичному политическому курсу османских властей.
В 1914 году разгорелась Первая мировая война, в которую Османская империя вступила на стороне кайзеровской Германии. Часть представителей арабской интеллигенции и политического класса была обвинена в сотрудничестве с Британией и Францией. Подобные обвинения стали оправданием для репрессий в отношении представителей арабского освободительного движения. Со временем жестокость тиранов и установленного ими режима террора лишь росла. Казнь грозила каждому, кто хоть как-то ставил под сомнение законность власти младотурков, в особенности арабской интеллигенции, политикам и видным лидерам племён. Под каток репрессий попали, в частности, Хури Юнес аль-Хувейк, Нахля аль-Митран, братья Антуан и Тоуфик Зурейк, Юсеф Саид Бейдун, Абдулла аз-Захир и Юсеф аль-Хани. Все они были казнены по приказу Джамаля-Паши в 1915 году.
После вступления Османской империи в мировую мясорубку Левант (территория современных Сирии и Ливана) прошел через череду глубоких перемен. Так, младотурки отменили все привилегии, которыми в прошлом пользовался Ливан. В тёмном 1915 году министр мореходства Джамаль-Паша по прозвищу «Мясник» был назначен правителем Леванта, ему была вручена практически неограниченная власть над этим регионом.
Голодная смерть 200 тысяч ливанцев
После получения Джамалем-Пашой власти над Сирией и Ливаном на восточной побережье Средиземного моря был наложен режим блокады. Предполагалось перерезать поставки припасов британским войскам, однако в действительности пострадавшими оказались ливанцы, которые лишились притока продовольствия. Всё это, вкупе с конфискацией их и без того небольших урожаев, привело к голоду, стоившему жизни 200 тысячам мирных жителей. Затем, 20 августа 1915 года, военная администрация учинила череду расправ, начавшихся в Бейруте. Османские войска сгоняли простых ливанцев на площади, на которых ими были воздвигнуты виселицы, после чего казнили сирийских, ливанских и палестинских патриотов, в список которых вошли Абдель-Карим аль-Халиль, Мухаммад и Махмуд аль-Мухамсани, Нур-ад-Дин аль-Кады, Салим Ахмад Абдель-Хади и Мухаммад Муслим Абдин. В следующем году, а точнее 5 апреля 1916 года, смертный приговор был приведён в исполнение в отношении одного из видных ливанских деятелей – Юсефа аль-Хани.
Однако ещё больший размах приобрели расправы 6 мая того же года. Эшафоты были установлены сразу и в Бейруте, и в Дамаске. На площади Аль-Марджа в сирийской столице, которую в дальнейшем переименовали в площадь мучеников, были казнены семь крупных арабских политиков и представителей интеллигенции, в том числе Амр аль-Джазаири, внук Абдель-Кадера аль-Джазаири, предводителя антиколониального движения Алжира, писатель Рушди аш-Шамаа, писатель и поэт Шафик-Бк Муайид аль-Азм, поэт Рафик Ризк Саллюм, а также журналист Абдель-Хамид аз-Захрави.
В Бейруте же на площади Аль-Бурдж состоялась казнь 14 представителей элиты арабского общества. Её тоже в дальнейшем переименовали в Площадь мучеников. Среди убитых в ливанской столице – писатель и журналист Абдель-Гани аль-Ариси, мыслитель Салим аль-Джазаири, поэт Амр Хамад, журналист Джордж Хаддад, а также Битро Боули, Амр Хамад Мухаммад аш-Шанты аль-Яфи, Тоуфик аль-Бассат, Сейф-ад-Дин аль-Хатыб, Али Бен Амр ан-Шишашиби, Мухаммад Джаляль аль-Бихари, Амин Лютфи аль-Хафиз и Нур-ад-Дин аль-Кады.
Смертный приговор был вынесен в их отношении по обвинению в «сотрудничестве с врагом против османского государства». Казни, инициированные Джамалем-Пашой, однако, на этом не прекратились. Политика силового подавления арабского национального движения в Сирии и Ливане продолжилась, и многие другие представителей арабской интеллигенции окончили свою жизнь на виселице, как, например, это произошло с Мухаммадом аль-Мульхемом, шейхом племени Аль-Хасана, казнённым в Дамаске в начале 1917 года, и Фаджром аль-Махмудом, представителем племени Аль-Мували, казнённым тогда же и там же, а также со многими другими, включая Шахира Бен Рахиля аль-Али, сына шейха племени Ат-Турки Рахила Бен аль-Али ас-Сулеймана, которого убили вскоре после провозглашения начала Великой арабской революции.
Полтора миллиона армян, ставших жертвами учинённого османами геноцида
Османы пошли и на такое преступление, как геноцид. Его жертвами стали армяне. По некоторым подсчётам, в ходе этой кампании более полутора миллиона мирных жителей из числа армян погибли в период с 1915 по 1917 года. Данное преступление признано в качестве геноцида 30 странами мира, включая Францию, Германию, Бельгию, Литву, Болгарию, Нидерланды, Швейцарию, Грецию, Аргентину, Уругвай, Россию, Словакию и Австрию.
После создания Турецкой республики притеснения национальных меньшинств продолжились. Так, например, турецкие власти затопили в крови восстание шейха Саида Пирана в 1925 году, который выступил против произвола правительства и политики отуречивания всех нетурков, которую претворяли в жизнь сменявшие друг друга кабинеты в годы правления Мустафы Кемаля Ататюрка. К восстанию примкнули около 600 тысяч человек, его поддерживало около 100 тысяч черкесов, арабов, армян и ассирийцев. Однако оно не увенчалось успехом, шейх Саид был схвачен вместе с другими лидерами повстанческого движения. Он и ещё 43 руководителя восстания были приговорены к смертной казни, приговор был приведён в исполнение 30 мая 1925 года.
После подавления восстания турецкая армия разрушила около 900 домов и сожгла 210 деревень. Более 15 тысяч человек были убиты. Имущество и сбережения всех, кто попадался под руку турецким военным, разграблялось. Сотни тысяч арабов, курдов и ассирийцев были согнаны со своих земель и переселены в Сирию.
В 70-х годах прошлого века в Турции возникло сразу несколько левых политических партий. Так, в 1970 году Махером Джаяном была основана тайная Передовая партия спасения народа. В её состав вошли представители турецких трудящихся, крестьян и студентов. Однако турецкие спецслужбы смогли выйти на след Махера Джаяна, который вместе со своими товарищами дал последний бой турецким властям 30 марта 1972 года.
Убийство революционеров
Турецкие власти также казнили Дениза Газмаша, одного из основателей Турецкое народной освободительной армии, действовавшей в 60-х годах. Он был арестован в 1971 году и казнён 6 мая 1972 года.
Одно за другим правительства Турции пытались уничтожить Рабочую партию Курдистана (РПК), которая была создана в конце 1970-х годов. Её видные представители, включая Камаля Бира, Хейри Дормуша, Мазлума Догана и Али Чичека, были взят под стражу. Они героически сопротивлялись репрессивному аппарату турецкого государства в тюрьмах Диярбакыра. Некоторые из них скончались в ходе голодовки, остальные погибли после самосожжения, как это было в случае с Мазлумом Доганом. Анкара, тем не менее, продолжала курс на подавление чаяний курдского народа, разделявшего идеи и принципы РПК. Она продолжала аресты, убийства и тайные спецоперации. Так, в начале 1990-х годов турецкими силами были сожжены более 5 тысяч деревень в северном Курдистане (Бакуре), сотни человек погибли, многие тысячи вынуждены были бежать через границу в южный Курдистан (Башур), где они сейчас проживают на территории палаточного лагеря имени Рустема Джоди в Махмуре. Более того, даже в изгнании беженцы все равно продолжают периодически подвергаться нападениям со стороны шовинистически настроенного турецкого правительства, по приказу которого осуществляются бомбардировки лагеря.
Иными словами, убийства и расправы отнюдь не закончились с провозглашением республики в Турции в 1923 году. Преступления против народов региона продолжаются по вине турецких правителей вплоть до наших дней.
Мы же можем заключить, что современное турецкое государства основано на геноциде, лишении народов их прав и вмешательстве во внутренние дела стран Ближнего Востока. Примером этому может служить интервенция в Сирии, где под предлогом помощи сирийской революции Анкара добилась укрепления экстремистских бандформирований, которые затем перехватили оппозиционное движение и открыли турецким войскам дорогу к захвату Идлиба, Аль-Баба, Африна, Сарекание и Гре-Спи. Турецкое вмешательство привело к гибели многих тысяч сирийцев и бегству миллионов мирных жителей.
С 2019 года турецкие власти активно вмешиваются в ситуацию в Ливии. Правительство Эрдогана направляет в эту страну боевиков протурецких группировок из Сирии. По некоторым подсчётам, количество джихадистов, переброшенных Турцией из Сирии в Ливию, превышает 7 тысяч человек. За последние несколько месяцев 215 из них были убиты, ещё около 30 взяты в плен. По имеющимся данным, ранения различной степени тяжести получили 350 наёмников. Под предлогом борьбы с ИГИЛ(запрещена в РФ) Турция развернула свои базы в Ираке, прежде всего на территории южного Курдистана, который регулярно подвергается турецким бомбёжкам. Так, в лагере в Кони-Маси в провинции Дохук базируются около полутора тысяч турецких военнослужащих.
Приведённые выше факты – лишь капля в море турецких преступлений против курдов, арабов, ассирийцев, армян и черкесов, совершённых властями Турции за период с 1908 по 2020 года.