Кризис турецкой оборонной промышленности

Рост инвестиций в развитие технологий является многообещающим признаком для оборонной промышленности Турции, но ряд структурных проблем, которые остаются нерешенными, могут повредить перспективам этого сектора.

Все труднее становится поддерживать в последние годы быстрое расширение оборонной промышленности Турции. Недавно опубликованные данные показывают, что сектор изо всех сил пытается уменьшить свою сильную зависимость от иностранных ресурсов и расширить иностранную клиентуру. На это направлены растущие инвестиции в развитие высоких технологий.

Продвижение местного производства вооружений было отличительной чертой правительства президента Реджепа Тайипа Эрдогана, основанного на идее, что Турция нуждается в более сильном «военном сдерживании», чтобы быть крупной региональной державой, но не может доверять традиционным западным союзникам в поставках обычных вооружений. Желая усилить свою внешнюю политику, правительство стремилось укрепить потенциал Турции в области разработки собственных вооружений для достижения самообеспеченности и максимально использовать экспортные возможности для обеспечения устойчивости военной индустрии.

Усилия по развитию национальной оборонной технологической и промышленной базы рассматриваются как неотъемлемая часть усиления возможностей дипломатии и роста международного престижа, которые Анкара, по ее мнению, приобрела в ходе трансграничных операций в Сирии и Ираке с 2016 года. В глазах Анкары турецкие военные продолжают оставаться сдерживающей боевой силой в регионе, поэтому самодостаточность оборонной промышленности остается главным приоритетом.

Еще один аспект, который не следует упускать из виду, заключается в том, что оборонная промышленность стала отдельной областью для правительственного пиара во внутренней политике. Любая новая военная продукция, произведенная в Турции или проданная иностранным покупателям, преподносится в проправительственных СМИ как своего рода политическая победа.

Действительно, турецкая оборонная промышленность добилась значительных результатов в период 2015-2018 годов. Тем не менее отчет о результатах деятельности Ассоциации производителей оборонной и аэрокосмической промышленности за 2019 год, опубликованный в конце апреля, показывает назревшие трудности в этой истории успеха, появившиеся в результате структурных проблем.

Согласно отчету, оборот отрасли в прошлом году составил около $10,9 млрд, что на 24% больше, чем почти $8,8 млрд в 2018 году. Выручка от зарубежных продаж выросла на 40% до более чем $3 млрд с $2,2 млрд годом ранее. Но, что особенно важно, вырос и импорт. Он даже немного превысил объем зарубежных продаж, составив почти 3,1 миллиарда долларов, что на 28% больше, чем примерно 2,4 миллиарда долларов в 2018 году.

Импорт главным образом состоит из сырья, такого как сталь из Финляндии для производства бронетехники, и промежуточных продуктов, таких как турбовинтовые двигатели из Украины для производства беспилотных летательных аппаратов. Увеличение импорта является тревожным признаком для турецкой оборонной промышленности, подчеркивая ее крайнюю зависимость от иностранных ресурсов. Другими словами, рост экспорта в значительной степени зависел от увеличения импорта.

Следует отметить, что некоторые европейские военно-промышленные компании ввели эмбарго в отношении Турции, а некоторые европейские правительства запретили продажу отдельных видов своей продукции в страну во время операции «Мирная весна» на северо-востоке Сирии в октябре и ноябре 2019 года. Турецкая кампания была направлена против сирийского курдского ополчения, которое, по мнению правительства Турции, связано с Курдской рабочей партией (РПК). Финляндия, например, прекратила экспорт стали в Турцию, в то время как Лондон приостановил участие британских фирм в первом турецком проекте местного истребителя, который уже столкнулся с задержками из-за проблем с двигателем. Германия, Италия, Чехия, Норвегия и Швеция также запретили продажи турецким фирмам. Эксперт по оборонной промышленности, которому задал вопросы «Аль-Монитор», подсчитал, что эмбарго, связанное с операцией «Мирная весна», обошлось Турции примерно в 1 миллиард долларов производственных потерь.

Другие цифры в докладе являются более обнадеживающими. Расходы на исследования и разработки выросли более чем на 15%, достигнув почти 1,7 миллиарда долларов с примерно 1,4 миллиарда долларов в 2018 году. Бюджеты на исследования и разработки продолжают расширяться с 2016 года, что является многообещающим знаком для будущего. Однако остановки и сбои в развитии показывают, что расходы на развитие технологий, в частности, резко возросли. В прошлом году эта сумма достигла $249 млн, увеличившись на 67% по сравнению с $149 млн в 2018 году. Это говорит о растущем внимании к высокотехнологичному прогрессу в турецкой оборонной промышленности.

Серьезная трудность заключается в том, что правовые и бюрократические рамки в области прав интеллектуальной собственности по-прежнему не поддерживают эту инициативу. Из-за пробелов в регулировании многие фирмы оборонной промышленности, занимающиеся исследованиями и разработками, втянуты в судебные баталии друг с другом из-за претензий на нарушение прав интеллектуальной собственности. Это подрывает доверие внутри сектора и удерживает фирмы от сотрудничества, создания совместных предприятий и перехода к более крупным проектам.

С другой стороны, новые заказы в 2019 году составили $10,7 млрд, что на 12% меньше, чем в предыдущем году. Это падение, которое произошло на фоне экономических потрясений в Турции, продолжающихся проблем с качеством продукции и доверием в секторе и различных кризисов, связанных с внешней политикой Анкары, показывает, что турецкие оборонные предприятия изо всех сил пытаются найти внешние рынки и что этот сектор имеет структурные проблемы, связанные с экспортом. Учитывая, что сейчас оборонный сектор обеспечивает 90% внутренних потребностей, можно предположить, что внутренний рынок достиг точки насыщения. Поэтому без расширения зарубежных продаж Турция вряд ли сможет поддержать расширение этого сектора. Турецкие оборонные предприятия будут бороться за контракты на международном рынке, и конкуренция будет гораздо более агрессивной.

Другие структурные проблемы, замедляющие прогресс в оборонном секторе, включают клановый капитализм, крайнюю политизацию и нехватку человеческого капитала, вызванную утечкой мозгов.

Следующие несколько лет будут исключительно важны для будущего турецкой оборонной промышленности. Сможет ли она превратиться в глобального актора, будет зависеть от решений и шагов, которые предпримет Анкара.