Конкурирующие системы ПВО и беспилотники теперь являются ключом к эскалации гражданской войны в Ливии. В то время как Турция в последние месяцы развернула свои беспилотники Bayraktar в Ливии, Ливийская национальная армия (ЛНА) или ее сторонники из восточной Ливии нанесли авиаудары по системам ПВО на авиабазе Ватия. На этой базе якобы есть зенитные комплексы Турции «Хоук».
Последний инцидент в Ватии произошел после майского разгрома ЛНА на той же базе Правительством национального согласия (ПНС). Турецкие беспилотники уничтожили на базе зенитные комплексы «Панцирь» российского производства. По сообщениям «Аль-Айны» и других средств массовой информации, эта битва в пустыне может склониться в пользу того, у кого лучше беспилотники, противовоздушная оборона и военно-воздушные силы.
ЛНА поддерживается Египтом, ОАЭ и Россией при некоторой возможной поддержке со стороны Греции, Франции и сирийского режима. ПНС получает поддержку Турции, Катара и Ирана при некоторой молчаливой поддержке Италии, Германии и США. Сейчас это самая крупная война прокси различных государств на Ближнем Востоке за пределами Сирии. (Иран постепенно присоединяется к поддержке действий Турции в Ливии, после того как Турция возобновила закупки иранского газа и снова заработал ирано-турецкий трубопровод. Кроме того, Турция и Иран ведут совместные операции против Курдской рабочей партии (РПК) в северном Курдистане. Так же это дает основание думать, что Иран попытается остановить Асада в случае, если тот начнет наступление на удерживаемый турецкими войсками регион Идлиб на севере Сирии. – Прим.).
Эти два конфликта (Сирия и Ливия) связаны тем, что сирийские антиасадовские боевики были посланы Турцией в нарушение эмбарго на поставки оружия для использования в качестве пушечного мяса в Ливии. (Параллельно Хафтар, руководитель ЛНА, и ОАЭ используют в Ливии против Турции проасадовских боевиков. – Прим.). Турция теперь хочет построить там свои базы и возродить прежние претензии Османской эпохи на Ливию. Это часть большой националистической и популистской повестки дня в Анкаре, подкрепленной требованиями энергетических прав у побережья (прав на газовые месторождения в Восточном Средиземноморье).
Утверждения о том, что турецкие силы ПВО были уничтожены в Ватии, не подтвердились, и неясно, действительно ли были нанесены авиаудары по этим системам.
Реальная история, независимо от правды об авиаударах в Ватии, заключается в том, что это высокотехнологичная игра противовоздушной обороны и беспилотных летательных аппаратов с большими последствиями для Северной Африки. Тот, кто доминирует в Ливии, будет иметь влияние на хаос в Сахеле, где действуют джихадистские сети, а также на потоки беженцев в Европу (Ливия является морскими воротами в Евросоюз для беженцев из Африки), газовые месторождения в Восточном Средиземноморье и на ливийскую нефть, а также он будет иметь влияние на политику в Египте, Алжире и Тунисе. (Сахель – тропический саванный регион в Африке, который является своеобразным переходом между Сахарой на севере и более плодородными землями на юге. Включает десять стран и 300 млн населения. Это тысячи километров саванн и полузасушливых полей, протянувшихся от Атлантического океана до Красного моря. - Прим.).
Бои в Ливии уже затронули Тунис и Алжир. Франция ведет пропагандистскую работу в Алжире; Россия, Турция и другие страны ведут пропагандистскую работу в Тунисе. Египет заявляет, что будет противостоять дальнейшей турецкой агрессии в Ливии, если ЛНА будет ослаблена. (В Египте правительство Фатаха ас-Сиси пришло к власти в 2013 году в ходе военного переворота, свергнув режим «Братьев-мусульман» и президента-исламиста Мохаммеда Мурси. Братство запрещено в Египте, где у него сохраняется большое влияние. В то же время «Братья-мусульмане» тесно связаны с Правительством национального согласия в Триполи. Поэтому выход ПНС на границы с Египтом неприемлем для Сиси, так как грозит дестабилизацией его режима. – Прим.).
США заявляют, что хотят противостоять России в Ливии. Кажется, все хотят поучаствовать в этом действии. Ни одна из вовлеченных стран, по-видимому, не проявляет никакого интереса к ливийскому народу или стабилизации положения в стране после десятилетия гражданской войны.
Ливия теперь больше похожа на испытательный стенд для турецких и китайских беспилотников, а также для российских и турецких систем ПВО.