Больная экономика Турции, пострадавшая от пандемии COVID-19 и серьезных валютных проблем, которые она испытывает с 2018 года, теперь сталкивается с экономическими репрессиями со стороны арабских стран, возмущенных политикой Анкары на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия уже начала бойкот турецких товаров, по словам турецких экспортеров, на фоне растущих арабских призывов к экономическим ответным мерам против Турции.
Египет находился на переднем крае усилий по созданию объединенной арабской позиции, направленной против Турции, совсем недавно – 9 сентября, на заседание Лиги арабских государств. Смогут ли арабские страны предпринять эффективные совместные действия против Турции – это вопрос сам по себе любопытный, но турецкая экономика сегодня слишком уязвима, чтобы игнорировать крупномасштабные репрессии, направленные против нее.
Экономические связи Турции с арабскими странами выросли за последние два десятилетия как в плане торговли, так и в плане притока инвестиций и туризма. Арабские страны, однако, по-прежнему далеки от того, чтобы стать главными экономическими партнерами Турции. Их действия оказали бы ограниченное влияние на турецкую экономику в обычное время, но эффективный арабский бойкот, идущий в дополнение к существующим экономическим проблемам Турции, вполне может оказаться чувствительным. На фоне резкого падения курса турецкой лиры и оттока иностранных инвесторов турецкая экономика вряд ли может позволить себе новые потери в валютной выручке, потоках иностранного капитала и репутации, а следовательно, дальнейшее увеличение премии за риск.
В своем заявлении от 9 сентября министры иностранных дел Лиги арабских государств осудили «вмешательство Турции в арабские дела», включая ее военные действия в Сирии, Ливии и Ираке, и призвали Анкару «прекратить провокации, которые могут угрожать безопасности и стабильности региона». Министр иностранных дел Египта Самех Шукри призвал к арабскому единству для сдерживания действий Турции, которые он назвал самой значительной угрозой арабской национальной безопасности. Ливия, Катар, Сомали и Джибути выразили оговорки в отношении совместного заявления, в котором также приветствовалось создание комитета по наблюдению и борьбе с турецким вмешательством. Анкара отвергла эти обвинения, заявив, что принятые на встрече решения «не имеют никакого контекста, который можно было бы воспринимать всерьез».
Саудовская Аравия, похоже, уже бойкотирует турецкие товары. 28 сентября турецкая ежедневная газета Sozcu цитирует деловых людей, которые говорят, что их саудовские партнеры уведомили их о необходимости прекратить доставку товаров, потому что саудовские власти блокируют въезд в страну для импорта из Турции. Доклад следует за турецкими жалобами в начале этого года на то, что саудовские власти задерживали грузовики со свежими фруктами и овощами на границе и давили на местных торговцев, чтобы те перестали вести бизнес с Турцией.
По словам Мехмета Гузельмансура, депутата от главной оппозиционной турецкой партии – Республиканской народной партии, представляющего южную пограничную провинцию Хатай, саудовская обструкция уже нанесла серьезные материальные потери фермерам и экспортерам в Хатае и прилегающих регионах. «Если проблема останется нерешенной, полное эмбарго Саудовской Аравии может расшириться [за счет аналогичных шагов] саудовских союзников, таких как Дубай, Бахрейн и Оман», – предупредил он.
Турецкий экспорт сократился в этом году. По данным Турецкого статистического института, за первые семь месяцев он составил около 90 миллиардов долларов, сократившись на 13,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт в страны с арабским большинством составил 17 миллиардов долларов, или около 19% от общего объема. В 2019 году арабские страны закупили турецких товаров на сумму около 36 миллиардов долларов, что составляет пятую часть турецкого экспорта на сумму 180 миллиардов долларов.
Соседний Ирак является главным арабским покупателем турецких товаров. В прошлом году объем продаж в Ирак составил 10,2 миллиарда долларов, что составляет 28% турецкого экспорта в арабские страны. За ними следуют Объединенные Арабские Эмираты с 10%, Египет с 9,7% и Саудовская Аравия с 9,2%. Экспорт в эти четыре страны в прошлом году составил 21 миллиард долларов, в то время как Катар, главный региональный союзник Турции, купил турецких товаров только на 1,2 миллиарда долларов.
Между тем импорт Турции из арабских стран в 2019 году составил 14 миллиардов долларов, что составляет 6,7% всего импорта. Это делает Турцию чистым экспортером в арабском мире, причем ее экспорт превышает импорт на 22 миллиарда долларов, что подчеркивает важность арабских рынков для турецких экспортеров.
Прямые арабские инвестиции в Турцию–- еще один крупный сегмент экономических связей – по состоянию на 2019 год составили 32 миллиарда долларов, то есть 21% от 150 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций в страну, согласно данным Центрального банка. Примечательно, что около 22 миллиардов долларов, или 68% арабских прямых инвестиций, принадлежат Катару. ОАЭ вложили в Турцию 6 миллиардов долларов, в то время как прямые инвестиции Саудовской Аравии составляют менее 1 миллиарда долларов.
В то же время прямые турецкие инвестиции в арабские страны составляют 2,4 миллиарда долларов, причем половина из них приходится на Алжир. Таким образом, арабские страны являются чистыми экспортерами капитала с большим отрывом от Турции, но с Катаром, доминирующим в этих инвестициях. ОАЭ – единственная страна, которая может угрожать каким-либо реальным ударом в этой области.
Иностранные инвестиции на турецком фондовом рынке в июле составили $24 млрд, в то время как долг Турции перед иностранными кредиторами составил $390 млрд. Центральный банк не дает разбивки по странам этой категории, но арабские организации, безусловно, вовлечены, прямо или косвенно.
Когда речь заходит о туристическом секторе Турции, влияние арабов остается ограниченным. Арабские граждане составляли 10% иностранцев, посетивших Турцию в первые восемь месяцев этого года, когда наблюдался огромный спад туризма из-за пандемии, а число иностранных туристов упало на 77% и составило около 7 миллионов человек. В 2019 году гости из арабских стран по-прежнему составляли 10% от примерно 45 миллионов иностранцев, посетивших Турцию. Возглавляли список иракцы, за ними следовали граждане Саудовской Аравии, Иордании, Ливана и Кувейта.
В целом экономические связи Турции по-прежнему сосредоточены на Западе, главным образом в Европе, и коллективный бойкот со стороны арабских стран представляется отдаленной перспективой из-за их собственных разногласий. Тем не менее Турция вряд ли может позволить себе какие-либо потери на арабских рынках или потери арабских инвестиций в настоящее время, учитывая ее продолжающиеся экономические потрясения и кризис, связанный с падением турецкой валюты.