Несмотря на призывы Организации Объединенных Наций и международных гуманитарных организаций приостановить военные действия, по крайней мере, во время пандемии коронавируса, гражданская война в Ливии продолжается.
Конфликт между двумя основными соперничающими группировками подпитывается усилением международного вмешательства и постоянными поставками оружия, что является вопиющим нарушением санкций ООН и эмбарго на поставки оружия.
С одной стороны действует базирующееся в Триполи и признанное ООН и международным сообществом Правительство национального согласия (ПНС), возглавляемое 60-летним Файезом аль-Сарраджем, архитектором по профессии.
Эту группировку поддерживают главным образом Катар и Турция, причем последняя превратилась в крупного поставщика оружия и наемников для сил Сарраджа.
Турция также направила в Ливию боевые беспилотники, некоторые из которых были сделаны по старым израильским образцам, а некоторые – израильского производства – ранее были проданы Азербайджану, союзнику Турции. Турция также вербует сотни сирийских боевиков, чтобы отправить их в Ливию в качестве наемников для поддержки ПНС.
На другой стороне находятся силы генерала Халифы Хафтара, который контролирует восточную Ливию с ее главным портовым городом Бенгази. 67-летний генерал является командующим Ливийской национальной армией (ЛНА).
Хафтар, имеющий американское гражданство, как известно, был очень близок к ЦРУ. Поэтому неудивительно, что он пользуется поддержкой администрации президента Дональда Трампа, которая внешне поддерживает международные мирные усилия, но тайно поощряет кампанию Хафтара.
Союзники США на Ближнем Востоке следуют этому примеру. Среди них выделяются Египет и Объединенные Арабские Эмираты, а также, в меньшей степени, Израиль.
Оружие и обучение
Израильские связи Хафтара менее известны, но очень важны. На самом деле роль, которую играет Хафтар, является результатом созданной в последние годы оси, состоящей из Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Израиля.
На этой неделе телеканал «Аль-Арабия» сообщил, что ОАЭ финансировали и обеспечивали ЛНА современными системами ПВО, изготовленными израильской фирмой и переданными Хафтару через Египет. Эти системы направлены на противодействие турецким беспилотникам.
Ливийское «досье» находится в ведении израильской разведки «Моссад», которая координирует свои операции и политику в отношении Хафтара с египетским правительством президента Абдель Фаттаха ас-Сиси и с его шефом разведки Аббасом Камалем.
В период с 2017 по 2019 год посланники «Моссада» неоднократно встречались с Хафтаром в Каире и содействовали обучению некоторых его ключевых офицеров военной тактике, сбору и анализу разведданных, а также мерам контроля и командования.
Кроме того, «Моссад» помогал его войскам закупать приборы ночного видения и снайперские винтовки.
Особые связи между Хафтаром и Израилем – это ирония судьбы. Он служил в ливийской армии при Каддафи и принимал участие в государственном перевороте, приведшем самодержца к власти в 1969 году.
В 1973 году, будучи молодым офицером, Хафтар был членом ливийского контингента, который помогал Египту в Октябрьской войне с Израилем («война Судного дня»). Однако Ливийская бригада и ее летчики, дислоцировавшиеся в Египте, в активных боевых действиях участия не принимали.
Исторический интерес
При Каддафи Израиль проявлял особый интерес к Ливии.
Ливийский лидер финансировал Палестинскую борьбу и принимал у себя палестинских боевиков, в том числе террористов из печально известной группировки Абу Нидаля.
В ответ израильская разведка и спецназ следили за ливийскими чиновниками и отслеживали их авиацию, а также высаживались на побережье этой североафриканской страны для установки подслушивающих устройств и проведения различных операций.
В одной из таких операций 1995 года группа морских коммандос устроила засаду, чтобы убить доктора Фатхи Шакаки, лидера «Палестинского исламского джихада» (ИД), но им было приказано отступить после того, как группа европейских туристов разбила лагерь неподалеку в пустынном оазисе. Через несколько месяцев Фатхи Шакаки был убит оперативниками «Моссада» на Мальте.
Израиль также проявил большой интерес к намерениям и возможностям Каддафи по производству химического биологического и ядерного оружия.
Израильские разведчики собирали данные и информацию о развитии этих программ, но позднее поняли, что обладают неполными сведениями. Ливия с помощью Пакистана создала гораздо более совершенный ядерный потенциал, чем предполагала израильская разведка. ЦРУ и МИ-6 тайно сотрудничали с Каддафи и убедили его в 2004 году отказаться от подобных проектов.
В этот период оттепели в отношениях с Западом, которая продолжалась до тех пор, пока он не был убит во время восстания при поддержке НАТО в 2011 году, ливийский лидер флиртовал с Израилем и инициировал некоторые политические жесты в его сторону.
Он и его сын Саиф аль-Ислам выступали за мир между Израилем и Палестиной на основе единого государства, которое они называли Исратин.
Используя некоторых известных ливийско-итальянских евреев, они отправили мусульманских паломников в Иерусалим и освободили израильтян ливийского происхождения, которые прибыли на свою старую родину и были ложно обвинены в шпионаже.
Даже после того, как Каддафи был убит повстанцами, члены его семьи пытались обратиться за помощью к Израилю. Его дочь Айша, нашедшая убежище в Алжире, посылала сообщения через итальянских посредников с просьбой разрешить ей переехать в Израиль, утверждая, что ее бабушка была еврейкой. Однако израильский адвокат, представляющий интересы Айши, получил отказ в удовлетворении этой просьбы.
Теперь, когда гражданская война продолжается, у Израиля появились новые интересы в этой стране. Расширяя свое присутствие в Ливии, Турция стремится усилить свое влияние в Средиземноморье и тем самым сорвать израильско-кипрские планы строительства газопроводов в Грецию и Италию.
Хотя этот конфликт вызывает странные ассоциации, следует отметить, что израильское участие и влияние Хафтара в ливийских операциях незначительны. Россия, которая также посылает наемников и оружие на помощь генералу, играет большую и более важную роль в поддержке ЛНА.