Израиль рассматривает Турцию как растущую угрозу
Турция становится противником Израиля, ОАЭ и Греции благодаря недавним встречам с ХАМАС и угрозам в адрес Афин и Абу-Даби.
Турция становится противником Израиля, ОАЭ и Греции благодаря недавним встречам с ХАМАС и угрозам в адрес Афин и Абу-Даби.
В то время как израильтяне радуются установлению новых потенциальных связей с Объединенными Арабскими Эмиратами, турецкая правящая партия может стать серьезным вызовом Израилю в ближайшие годы.
Нынешний режим Анкары при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане в последнее десятилетие все более враждебно относится к Израилю, сравнивая его с нацистской Германией и обещая освободить мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Последние сообщения показывают, что разведывательные и военные эксперты в Израиле рассматривают Анкару как вызов и угрозу.
В недавней статье в «Таймс» сообщается, что глава Моссада Йоси Коэн в течение многих лет тайно беседовал с другими представителями разведывательных служб в странах Персидского залива. «В то время как он обсуждал иранскую угрозу, надвигается еще одна угроза, – отмечается в статье. – Была одна встреча около 20 месяцев назад, когда Коэн проговорился о другой повестке дня: «Иранская власть хрупка, реальная угроза исходит от Турции». Сообщается, он сказал это шпионам из Египта, Саудовской Аравии и ОАЭ.
Израиль рассматривает стратегические цели Анкары как вызов. Израильская ежегодная оценка, проведенная военными экспертами, указывает на то, что Турция впервые стала вызовом. Это, по-видимому, является растущим консенсусом в военных и разведывательных кругах.
Турция и Израиль когда-то были союзниками. Израиль продавал Турции беспилотники в период с 2005 по 2010 год, прежде чем отношения испортились и контракты закончились. Турецкий режим, тесно связанный с фундаменталистским исламистским движением «Братья-мусульмане», стал больше поддерживать ХАМАС в Газе, а также позволил флотилии Мави Мармара, оснащенной турецкой неправительственной организацией IHH (Humanitarian Relief Foundation), отплыть в Газу в мае 2010 года. Дипломатические отношения были разорваны после израильского налета на судно, а также конфликта 2009 года в Газе. Они были восстановлены лишь в 2015 году.
Тем не менее Турция продолжает бросать вызов Израилю по целому ряду направлений. Анкара принимала у себя ХАМАС, и данная организация планировала нападения на Израиль из Турции, сообщил The Telegraph в прошлом году. Согласно новому докладу, Турция предоставила гражданство боевикам ХАМАС.
В ноябре Анкара подписала соглашение с базирующимся в Триполи правительством Ливии и начала отправлять в Ливию оружие и сирийских наемников. Это было сделано отчасти для того, чтобы остановить израильскую трубопроводную сделку с Грецией и Кипром. Эта сделка была подписана в январе и продвигается вперед. Турция, в свою очередь, преследовала израильское исследовательское судно у берегов Кипра в декабре. Теперь она отправила свой собственный исследовательский корабль в воды между Кипром и Грецией вместе с флотом турецких военно-морских кораблей.
Israel's Image Sat International опубликовала снимки турецкой флотилии. Накануне неожиданного заявления о том, что Израиль и ОАЭ нормализуют отношения, премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил министру иностранных дел Греции, что Израиль поддерживает Грецию в спорах с Турцией. Это приводит Израиль в альянс государств, которые противостоят растущей агрессии Анкары в регионе.
В мае ОАЭ, Франция, Греция, Кипр и Египет осудили действия Турции в Средиземном море. Египет предостерег Турцию от дальнейших действий в Ливии, где Каир поддерживает базирующееся в Бенгази правительство против наемников Анкары и ее союзников в Триполи. Конфликт в Ливии и прием Турцией лидеров ХАМАСа 22 августа связаны между собой тем, что Турция поддерживает региональную религиозную повестку дня, связанную с «Братьями-мусульманами» (протурецкое Правительство национального согласия в Триполи тесно связано с «Братством». - Прим.).
Анкара поддерживает эту сеть религиозного экстремизма, включая работу Турции с Катаром и Триполи и попытки создать базы в Сомали и других местах. Неудивительно, что ОАЭ и Египет рассматривают «Братьев-мусульман» как террористическую группировку. Наряду с Саудовской Аравией и Бахрейном они разорвали отношения с Катаром в 2017 году, назвав одной из причин его поддержку этих экстремистских группировок. (Катар выступает в союзе с Турцией, и на его территории есть турецкие военные базы. – Прим.).
Протурецкие голоса говорят, что страны Персидского залива, разорвавшие отношения с Катаром, на самом деле являются реакционными, авторитарными режимами, а Турция просто поддерживает «демократические» движения в регионе. Это восходит к фундаментальному спору, лежащему в основе революций арабской весны. Турция и Катар действительно поддержали эти протесты, но в конечном итоге они поддержали крайне правые исламистские авторитарные группировки внутри протестных движений.
Это соревнование авторитаризмов ставит Турцию, которая является крупнейшим тюремщиком журналистов в мире, в ситуацию противостояния с другими авторитарными режимами, таких, как Египет и Иран.
Что это значит для Израиля? Турция стремилась поддержать палестинское дело так же, как Иран в последние десятилетия. Правящая партия Турции вложила значительные средства в религиозное образование и в политические мероприятия своего министерства по делам религий. Например, в июне министерство пообещало мобилизовать «исламскую умму» (общину) против Израиля. Когда Турция превратила собор святой Софии в мечеть, она поклялась освободить Аль-Аксу. Это похоже на события иранского дня Кудс, которые используют символику Иерусалима, чтобы утверждать, что Исламская Республика Иран ведет мусульман из Ирака, Йемена и Ливана к «освобождению Палестины».
Для Анкары это означает, что борьба в регионе – это борьба, в которой смешиваются религия и милитаристский популизм. Например, Турция в эту субботу принимала делегацию ХАМАС, в которую был включен террорист, разыскиваемый США, а Эрдоган принимал ХАМАС в декабре прошлого года и в феврале этого года. Декабрьская поездка должна была укрепить позиции ХАМАС во всем регионе и в Азии после того, как Исмаэль Хания, глава политического бюро ХАМАС, отправился в Малайзию.
В январе делегация ХАМАС встретилась с министром обороны Малайзии в Катаре. Это важно, потому что лидер Малайзии Махатхир Мохамад, известный тем, что в начале 2000-х годов призвал исламский мир мобилизоваться против Израиля, на встрече в декабре между Турцией, Ираном и Малайзией поклялся реализовать «исламский» метод торговли золотом в обход американских санкций.
Именно в контексте встреч ХАМАС с Турцией, Катаром, Ираном и Малайзией в декабре Турция продвинулась вперед в Средиземноморье, чтобы бросить вызов Израилю, Греции, Египту и ОАЭ. С тех пор все быстро продвигалось вперед, поскольку Франция и Кипр договорились о расширении сотрудничества в области обороны, а Израиль и ОАЭ нормализовали отношения.
Турция, пытаясь подстраховать свои ставки на НАТО и США покупкой российской системы С-400 и все больше конфликтуя с Вашингтоном по поводу политики в Сирии, подталкивает новый кризис каждый месяц.
До сих пор Турция не стремилась ухудшить отношения с Израилем, хотя Анкара действительно угрожала отозвать дипломатов из ОАЭ из-за связей с Израилем и подчеркнуть свою оппозицию большему количеству израильских сделок в таких местах, как Судан.
Цель Анкары в противостоянии Израилю теперь состоит в сотрудничестве с ХАМАС. Чтобы подорвать роль Израиля в Иерусалиме, Турция инвестирует в восточный Иерусалим. В июле иерусалимский муниципалитет снял мемориальную доску, незаконно установленную протурецкой организацией в восточном Иерусалиме.
В мае появились слухи о том, что Турция может искать примирения с Израилем: самолет авиакомпании «Эль-Аль» приземлился в Турции впервые за 10 лет. В сообщениях также указывалось, что Израиль извлек уроки из «поражения «Хезболлы» в ходе ударов Турции во время боевых действий в Идлибе в Сирии.
Но этого примирения не произошло, и Анкара продолжает идти по пути угрозы освобождения Аль-Аксы и давать ХАМАС красную дорожку, сплачивая антиизраильские группировки по всему региону.
Конечным результатом последнего года израильско-турецких отношений стало растущее единодушие в том, что агрессивные действия и вызовы Турции способствуют развитию все более тесных отношений между ОАЭ, Израилем, Египтом, Кипром и Грецией.
Турция поощряет религиозный конфликт мусульманских движений с Израилем, используя риторику, которая имеет много общего с антиизраильской политикой последнего столетия в регионе.
Военно-морские миссии Турции стремятся создать напряженность на море, в то время как страна также выстраивает ось с Катаром, Малайзией, ХАМАС и Триполи (а также с Пакистаном. - Прим.), чтобы увеличить свое влияние и использовать его против целого ряда государств, включая США, Европу и их союзников по НАТО.