В понедельник МИД Греции призвало Турцию прекратить то, что Греция считает незаконной разведкой газа в восточном Средиземноморье. Заявление было сделано на фоне потенциально опасной эскалации между двумя странами из-за спорных морских территорий в регионе.
«Греция не поддастся на шантаж – она будет защищать свой суверенитет и свои суверенные права», - говорится в заявлении министерства.
Эти события произошли после того, как Турция выпустила навигационное сообщение, Navtex, в понедельник, заявив, что сейсмическое исследовательское судно Oruc Reis будет проводить геодезические работы к югу от греческого острова Кастеллоризо до 23 августа. В то же время Турция начала двухдневные военно-морские учения в понедельник к юго-востоку от Кастеллоризо и острова Родос.
В пятницу президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что Турция возобновит поиски энергетических ресурсов в регионе после срыва неофициальных переговоров между Анкарой и Афинами, которые велись в рамках переговоров по урегулированию давних морских разграничений между греческими островами и материковой Турцией.
Переговоры были отложены после того, как афинское правительство подписало в четверг соглашение о морской границе с Египтом, отрицающее предыдущие территориальные претензии Анкары, установленные в ноябрьском меморандуме, подписанном Турцией с Правительством национального согласия Триполи (ПНС) в Ливии.
«Мы вели переговоры с Грецией в течение последних двух с половиной месяцев в Берлине и даже договорились о совместном заявлении, но Греция объявила о своей сделке с Египтом всего за день до этого», - сказал пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калин в интервью CNN Turk в воскресенье. Он добавил: «Для нас не может быть и речи о том, чтобы одобрить какой-либо шаг, который исключит Турцию из восточного Средиземноморья. Но мы по-прежнему предпочитаем решать вопросы путем диалога».
Сейчас, когда турецкие суда направляются в район, лежащий вблизи греческих территориальных вод, где наготове стоит греческий флот, в восточном Средиземноморье идет опасная игра, которая, по мнению аналитиков, может быстро обостриться, если лидеры обеих сторон не возобновят дипломатические переговоры.
«Насколько я понимаю, греческие адмиралы получили приказ не допускать бурения в спорных районах, особенно в районе Крита, - сказал «Аль-Монитору» Эрол Каймак, профессор политологии и международных отношений Восточно-Средиземноморского университета на Северном Кипре. – Похоже, есть опасения, что в тот момент, когда бур коснется морского дна, это действие передаст Турции права на данный регион. С другой стороны, Турцию это не останавливает. Так что, да, это вполне может привести к дальнейшей эскалации конфликта».
Мобилизация военно-морских сил обеих стран «чрезвычайно тревожна», как отметил в воскресенье глава МИД ЕС Джозеп Боррелл в своем заявлении. Боррелл, который в последние месяцы работал посредником в урегулировании напряженности между Турцией и Грецией, заявил, что морские границы должны быть определены путем диалога, и призвал обе стороны возобновить переговоры.
Несмотря на эскалацию, некоторые аналитики говорят, что провал в двусторонних переговорах может быть временным. Зенонас Циаррас, исследователь Кипрского центра PRIO и соучредитель проекта «Геополитика Кипра», сказал, что турецким чиновникам, вероятно, нужно сохранить лицо, ответив на греко-египетское соглашение, и делается это ими для внутренней и международной аудитории.
«Если деятельность Турции продолжится в тех районах, которые не разграничены, то скорее всего напряженность не приведет к каким-либо горячим инцидентам, особенно если внешние субъекты, такие как Соединенные Штаты и Германия, попытаются вновь сыграть деэскалационную роль», – сказал Циаррас в интервью Al-Monitor.
В конце июля напряженность между Турцией и Грецией спала после телефонного разговора между Эрдоганом и канцлером Германии Ангелой Меркель. Этот разговор, как утверждается, способствовал дипломатическим переговорам между двумя странами, и США также, как полагают, смягчили разногласия в тот момент, проведя совместные учения с турецким флотом 29 июля.
Хотя нынешняя напряженность проистекает из египетско-греческого соглашения о делимитации морских границ, Циаррас сказал, что еще слишком рано отвергать возможность нового диалога в ближайшем будущем.
«Турция не так раздражена сделкой между Египтом и Грецией, как ей нравится показывать, потому что она оставляет открытой перспективу проведения границы между Турцией, Египтом и Грецией», - сказал он, используя аббревиатуру «исключительная экономическая зона» (ИЭЗ), в которой государства претендуют на ресурсы.
Он сказал также, что греко-египетское соглашение может оказаться выгодным для всех сторон, поскольку оно «непосредственно оспаривая произвольную сделку Турции и ливийского правительства в Триполи (ПНС) по ИЭЗ, создает важный правовой и политический прецедент и закладывает основы для дальнейшего урегулирования использования морских зон в этом районе – будь то через двусторонние [или] многосторонние переговоры или арбитраж».
Тем не менее официальные лица Анкары утверждают, что многие острова Греции, некоторые из которых находятся всего в нескольких километрах от побережья Турции, наделяют Афины несправедливым территориальным суверенитетом над тем, что турецкие чиновники считают континентальным шельфом Турции. Выступая перед журналистами в Ливане во время визита в выходные дни, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара продолжит искать дипломатические решения, несмотря на соглашение между Грецией и Египтом, которое его министерство сочло недействительным после объявления о нем.
«Во-первых, никто не может обвинить нас в том, что мы вызываем напряженность, - сказал Чавушоглу журналистам. - Кроме того, никто не может убедить нас, что мы не можем развернуть наши корабли в указанных регионах. Даже если они будут настаивать, мы не будем слушать. Потому что теперь очевидно, что именно Греция не хочет диалога».
В основе этого вопроса лежит Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), которая определяет морские права наций и поддерживает нынешние территориальные претензии Греции в Эгейском и Средиземном морях через многочисленные острова страны. Турция не подписала ЮНКЛОС, и некоторые официальные лица Анкары утверждают, что она юридически не связана этим соглашением.
Продолжая разведку газа в спорных районах, турецкие лидеры стремятся ускорить переговоры с Грецией, чтобы решить проблему предполагаемой несправедливости в отношении морских претензий Турции, как считает Озгур Унлухисарджикли, возглавляющий Немецкий фонд Маршалла в Анкаре.
«Турция хочет подписать соглашение о разграничении морских пространств с Грецией и использует принудительную дипломатию, чтобы усадить Грецию за стол переговоров», - сказал Унлухисарджикли в интервью Al-Monitor. В то время как Унлухисарджикли назвал недавние события «реакцией Анкары на максималистский подход Афин собственным максималистским подходом», он также считает, что нынешняя напряженность, скорее всего, спадет с началом переговоров при посредничестве третьей стороны в ближайшем будущем.
«Вооруженный конфликт между Турцией и Грецией решительно противоречит интересам НАТО и интересам Соединенных Штатов, - заявил Унлухисарджикли. - Я думаю, конфликт будет остановлен».
Примечание
Все эти события происходят в условиях экономического кризиса в Турции. Центральный банк Турции тщетно пытается остановить продолжающееся падение национальной валюты. На фоне растущей инфляции и падения рейтингов президента Турции Тайипа Реджепа Эрдогана, последний выбрал стратегию напряженности в отношениях с соседями с тем, чтобы привлечь внимание внутренней аудитории к этим событиям вместо экономического кризиса.