В Иране грядет биржевой крах
Разрешение торговать акциями Justice после 15-летнего запрета не имеет иной цели, кроме как успокоить кипящее внутри страны недовольство.
Разрешение торговать акциями Justice после 15-летнего запрета не имеет иной цели, кроме как успокоить кипящее внутри страны недовольство.
Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи отметил роль этих акций в продвижении социальной справедливости и расширении прав и возможностей малообеспеченных семей. Акции Justice («справедливость») – это акции крупных государственных компаний, которые предоставляются в помощь малообеспеченным гражданам и используются для ускорения приватизации. До сих пор они не продавались на фондовом рынке.
Интересно, что выпуск акций начался спустя 15 лет после объявления об этом плане. Но почему именно сейчас?
Экономические показатели
Президент Роухани утверждает, что картина, изображаемая иностранными СМИ в отношении Ирана, является ложной, отмечая недавно: «Этот год – хороший год ... Та ужасающая картина, которую рисуют иностранные СМИ, призванная напугать народ, абсолютно нереалистична».
Однако реальность такова, что большинство основных экономических показателей противоречат заявлениям Роухани.
В своем апрельском докладе Международный валютный фонд объявил о снижение ВВП Ирана в 2019 году на 7,6 процента, прогнозируя, что он сократится еще на шесть процентов в 2020 году. По данным Центрального банка Ирана, уровень инфляции в последнем иранском календарном году (март 2019 – март 2020) составил 41,2 процента, что является вторым по величине показателем за последние 30 лет.
Что касается безработицы, то до пандемии в Иране насчитывалось 3,3 миллиона безработных. В недавнем докладе Исследовательского центра Исламского парламента подсчитано, что в результате пандемии еще 2,8 – 6,4 миллиона человек потеряют работу.
Не будем при этом забывать, что, согласно определению министерства труда, человек считается трудоустроенным, если он работает один час в неделю.
Эти цифры трудно отрицать. Общая картина иранской экономики отличается от того, что постоянно утверждают Роухани и вся система в целом. На самом деле причина, по которой Хаменеи решил снять запрет на торговлю акциями Justice, заключается в ужасающем состоянии экономики.
С учетом того, что многие безработные и малообеспеченные семьи борются с инфляцией, чтобы выжить, и что в обществе накопились обиды из-за жестоких репрессий режима во время подавления прошлогодних беспорядков, выпуск акций справедливости, скорее всего, направлен на предотвращение социального взрыва.
Революция сверху
Почему этот шаг так важен? Во-первых, акции справедливости находятся в руках 49 миллионов человек, поэтому огромная часть общества получит выгоду. Они владеют акциями 49 государственных компаний, включая нефтехимические, которые являются движущей силой фондового рынка. Во-вторых, стоимость этих акций выросла в 16 раз с момента запуска плана. В-третьих, Тегеранский фондовый рынок стремительно растет, и этот рост кажется неудержимым: за последние 12 месяцев цены выросли в пять раз. В то время как мировые рынки спотыкались, индекс Тегеранской фондовой биржи поднялся с 508 000 24 марта до более чем 1 000 000 в этом месяце.
С чем связан такой крутой подъем? Это началось в прошлом году, когда все больше людей спешили инвестировать в фондовый рынок, чтобы защитить свои сбережения от безудержной инфляции. Как только рост рыночной стоимости акций ускорился, феномен стада взял верх. На рынок хлынули деньги.
Поскольку за время правления Роухани внутренняя денежная масса увеличилась более чем вчетверо, объем денежных потоков, хлынувших на фондовый рынок, огромен. Биржевая лихорадка охватила страну. Как только владельцы акций Justice выйдут на рынок, в них будет вовлечено от 70 до 80 процентов населения страны.
Этот шаг напоминает белую революцию во время правления шаха, которая, среди прочих реформ, распределила землю между иранскими крестьянами (отчасти для того, чтобы ослабить крупных землевладельцев как потенциальную угрозу монархии) и предложила разделить прибыль компаний между рабочими на фабриках. Целью было укрепление социальной базы монархии и лично Шаха.
Углубление кризиса
Разрешение торговать акциями Justice после 15-летнего запрета не имеет иной цели, кроме как успокоить кипящее недовольство, которое может взорвать иранскую систему изнутри. Пандемия коронавируса и американская кампания «максимального давления», которая, вопреки утверждению президента Дональда Трампа, не имеет иной цели кроме смены режима в Иране, углубляют экономический кризис.
Роухани и его администрация играют важную роль в разогреве фондового рынка. На веб-сайте, который считается поддерживающим Роухани и его администрацию, экономист Давуд Сури пишет: «Заявление этой администрации [о том, что она поддерживает биржу со всей силой] является абсурдом. Что означает поддержка в полную силу? Компенсирует ли администрация убытки инвесторов, если они проиграют? Определенно – нет».
Сури прав. По словам главы биржи, на 11 мая рыночная капитализация Тегеранского фондового рынка превысила $200 млрд. Но эта цифра может кардинально измениться в зависимости от курса валют на текущий день.
В конце марта Роухани попросил верховного лидера Ирана разрешить правительству вывести $ 1 млрд из суверенного фонда Ирана. Учитывая нехватку средств, говорить о том, что администрация сможет покрыть потери населения в случае биржевого краха, даже если они составят часть от $200 млрд, нереально.
Так является ли тенденция роста на фондовом рынке Тегерана устойчивой? Масуме Агапур Алишахи, член экономического комитета парламента, предупреждает: «В то время, как все показатели указывают на экономический спад, спрос на ненефтяные продукты и их экспорт сокращаются, продажи компаний и денежные потоки сокращаются, а импорт оборудования стал чрезвычайно трудным из-за санкций, как компании [котирующиеся на фондовом рынке] смогут иметь положительный баланс в ближайшие месяцы?»
Пузырь лопнет
Этот исторический забег происходит исключительно из-за огромного притока денег на фондовый рынок. Рано или поздно поток потеряет свою силу, и цены на акции начнут стагнировать. В этот момент акционеры начнут обналичивать деньги, поскольку почувствуют, что инфляция поглощает их активы.
Ахмад Надери, глава Института социальных исследований Тегеранского университета, написал в Твиттере 5 мая: «Пузырь фондового рынка лопнет, и я обеспокоен последствиями: беспорядки будут больше, чем в 2017, 2019 годах, и определенно больше, чем в 1990-е годы».
Судьба акций Justice будет связана с судьбой фондового рынка в целом
Судьба акций Justice будет связана с судьбой фондового рынка в целом. Эксперты, исследующие причины Исламской революции 1979 года в Иране, почти единодушно сходятся во мнении, что провал шахской белой революции был одним из главных факторов, приведших к падению монархии.
Как отмечает известный ирано-американский профессор Эрванд Абраамян, «белая революция была задумана для того, чтобы опередить красную. Вместо этого она подготовила почву для исламской революции».
Так получится ли с помощью выпуска акций Justice, призванных принести счастье миллионам бедных семей, и благодаря впечатляющему росту фондового рынка Тегерана предотвратить взрыв накопившегося в стране недовольства?