Будет ли Израиль аннексировать Западный берег реки Иордан

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху теперь должен решить, хочет ли он продолжать реализовывать свой план аннексии или ему стоит понадеяться, что Белый дом вытащит его из этой ситуации.

Менее чем за месяц до намеченного на 1 июля срока, позволяющего премьер-министру Биньямину Нетаньяху вынести на голосование в израильском парламенте (кнессете) аннексию значительной части Западного берега, никто не имеет ни малейшего представления о том, куда движется страна. Намерения Нетаньяху неясны. Он продолжает трубить об исторической возможности, предоставленной зеленым светом для аннексии, который президент Дональд Трамп дал Израилю в январе, но никто не знает, что на самом деле намеревается сделать Нетаньяху.

Воспользуется ли он предоставленной американцами возможностью объявить 1 июля израильский суверенитет над 30% территории Западного берега? Будет ли он аннексировать меньшую часть земли? Будет ли он медлить? Откажется ли он сейчас от всей этой затеи?

Нетаньяху разрывается между поляризованными идеологиями, политическими рисками и угрозами безопасности, связанными с аннексией. Он также испытывает сильное искушение войти в историю идеологических и политических достижений Израиля, сделав шаг, который затмит еще один исторический прецедент, установленный им в этом году, когда он стал первым действующим премьером, который предстал перед уголовным судом. (Нетаньяху судят по трем уголовным делам, среди которых мошенничество, взятка и злоупотребление доверием. Все его политические усилия направлены на то, чтобы не провести остаток дней в тюрьме, или, по крайней мере, он не может не думать об этом, когда предпринимает те или иные шаги. Возможно, его план аннексии, который поддерживает около половины израильтян, предназначен для того, чтобы затруднить суду вынесение приговора, – ведь психологически и политически сложно отправить в тюрьму популярного политика. – Прим. ред.).

Премьер-министр сталкивается с несколькими проблемами, пока обдумывает свое эпическое решение. Наиболее хорошо известны трудности с правым крылом, где существует оппозиция этому проекту со стороны израильских поселенцев Западного берега и их лидеров. Она усиливается с каждым днем.

4 июня Дэвид Эльхаяни, глава зонтичной организации поселенцев Yesha Council, заявил, что Трамп и его зять Джаред Кушнер «показали своим предложением, что они не являются друзьями государства Израиль и не учитывают интересы его безопасности». Обвинение Эльхаяни, вызванное осознанием того, что план Трампа также предусматривает создание Палестинского государства, вызвало бурю. Нетаньяху раскритиковал Эльхаяни за его неблагодарность по отношению к американскому лидеру. «Президент Трамп – большой друг государства Израиль. Он руководил историческими шагами, важными для Израиля», – сказал Нетаньяху. Однако Эльхаяни не отступил.

На самом деле, похоже, взгляд поселенцев на план Трампа вызвал сомнения даже у Нетаньяху. «Аннексия была бы поистине историческим шагом, – сказал один из соратников Нетаньяху «Аль-Монитору» на условиях анонимности. – Вопрос заключается в том, войдет ли Нетаньяху также в историю как человек, который согласился на создание Палестинского государства к западу от Иордании, приняв «сделку века» Трампа. Этот аргумент не менее убедителен, чем контраргументы».

Несколько других мин, помимо поселенцев и лидеров правой партии Ямина, которая входит в правящую коалицию, также преграждают Нетаньяху путь к аннексии. К ним относятся яростная европейская оппозиция, непреклонное неприятие этого шага некоторыми арабскими государствами, в том числе его союзниками в Персидском заливе, ожидаемый ответ короля Иордании Абдаллы и рекомендации начальников израильских спецслужб. Кроме того, существуют препятствия, с которыми он сталкивается в своем недавно созданном правительстве со стороны своего соперника/партнера – альтернативного премьер-министра Бенни Ганца и министра иностранных дел Габи Ашкенази. К счастью для Нетаньяху, дуэт также не решил еще, что делать с этим взрывоопасным вопросом, который они обсуждают уже больше года. (В израильском правительстве два премьер-министра, но исполняет обязанности премьера только один Нетаньяху. Ротация с Ганцем должна произойти в ноябре 2021 года. Целью этой конструкции является спасение Беньямина Нетаньяху от тюрьмы, поскольку в Израиле до сих пор не было прецедента с посадкой в тюрьму премьер-министра. Он формально сохранит этот пост и после ротации. – Прим. ред.)

Ганц, будучи также министром обороны, на этой неделе поручил главнокомандующему армией генерал-лейтенанту Авиву Кохави ускорить военные приготовления для возможного осуществления аннексии, что вызвало критику в его собственном левоцентристском политическом лагере. Его указания могут означать либо то, что он идет навстречу намерениям Нетаньяху и не будет стоять у него на пути, либо то, что он предвидит реальную угрозу кризиса на палестинских территориях.

Военное планирование Израиля на 2020 год было сосредоточено на Иране и главным образом на вытеснении его из Сирии. Но в свете последних событий Армия обороны Израиля может столкнуться с трениями на этих территориях, которые перерастут в вооруженную конфронтацию с палестинцами или третью интифаду. Большинство военных экспертов, бывших руководителей служб безопасности и отставных генералов утверждают, что аннексия принесет больше вреда, чем пользы. Сам Нетаньяху придерживался того же мнения большую часть своей жизни и решительно отвергал предложения об аннексии всякий раз, когда поселенцы и правые лидеры поднимали их. Однако сегодня премьер-министр Израиля сталкивается с исторической возможностью, которая ускользает вместе с падением популярности Трампа в опросах и перспективами возможного поражения президента США на выборах в ноябре.

Генерал-майор Амос Гилад, бывший директор по политике и военно-политическим вопросам министерства обороны Израиля и главный разведчик, который десятилетиями поддерживал чувствительные связи Израиля с Иорданией, сказал на этой неделе «Аль-Монитору», что если бы он был Нетаньяху, то немедленно объявил бы, что отказывается от этого ужасного плана аннексии. Гилад, ястреб в вопросах безопасности, никак не связанный с левыми политическими взглядами, добавил, что Израиль должен сосредоточиться на своей самой большой угрозе – Иране. «У нас на Западном берегу очень удобный климат с точки зрения безопасности. Мы победили терроризм, Иордания обеспечивает нам стратегическую глубину вплоть до Ирака. И вот, вместо всего этого, мы хотим вернуть палестинский вопрос на центральное место. Зачем нам это нужно? Ведь армия в любом случае останется дислоцированной в долине Иордана и вдоль реки Иордан. Зачем продолжать этот декларативный сионизм? Практический сионизм предпочтительнее».

Нетаньяху скоро придется принять решение. Взвешивая варианты, он, несомненно, принимает к сведению предупреждение, сделанное на этой неделе через «Аль-Монитор» послом Объединенных Арабских Эмиратов в Вашингтоне Юсефом аль-Отайбой, что аннексия сделает регион нестабильным. Эмираты являются краеугольным камнем тайной любовной связи со странами Персидского залива – связи, которую Нетаньяху создавал в течение многих лет, и он должен признать, что в предупреждении может быть нечто важное.

Главная проблема Нетаньяху заключается в том, что он не может просчитать истинные намерения Вашингтона на данный момент, особенно в Белом доме, – возможно, потому, что в условиях нынешнего хаоса никто там не знает, каким путем пойдет Трамп, когда наступит крайний срок и Израиль попросит разрешения на проведение аннексии. По данным нескольких источников, очень близких к Нетаньяху, его друзья в Белом доме не отвечали на его звонки в течение последних двух недель. Высокопоставленный дипломатический источник, знакомый с этими контактами, сообщил «Аль-Монитору», что Кушнер и его жена Иванка Трамп, мягко говоря, не в восторге от идеи аннексии, учитывая нынешнее положение дел. С другой стороны, влиятельный посол Трампа в Израиле Дэвид Фридман не испытывает таких угрызений совести, поскольку он продолжает вести интенсивные дискуссии с поселенцами и выступает за аннексию. Окончательное решение будет принимать Нетаньяху, но ему нужно будет заранее получить четкие американские указания.

«Возможно, Нетаньяху предпочел бы, чтобы Трамп отодвинул весь этот вопрос и вытащил каштаны из огня для него», – сказал высокопоставленный правый правительственный министр «Аль-Монитору» на условиях анонимности. Тогда Нетаньяху мог бы сказать, что пытался, хотел все сделать, но обстоятельства сделали аннексию невозможной. Недвусмысленное заявление кандидата в президенты Джо Байдена, предостерегающее Нетаньяху от того, чтобы поставить Соединенные Штаты перед свершившимся фактом всего за несколько месяцев до выборов, также помогло бы Нетаньяху провести повторную калибровку. «Но чтобы это произошло, - сказал один из его помощников на условиях анонимности, - он должен захотеть изменить курс. Сейчас Нетаньяху сам точно не знает, чего хочет».

Тем временем израильские поселенцы на Западном берегу реки Иордан обвиняют Нетаньяху во введении общества в заблуждение в отношении права на аннексию. Лидеры поселенцев и Ямина ведут кампанию против плана аннексии премьер-министра Биньямина Нетаньяху, подозревая, что эта инициатива приведет к созданию палестинской государственности.

2 июня премьер-министр Биньямин Нетаньяху провел с лидерами поселенцев более двух часов в своих покоях. В чем причина? Ему нужно пригладить взъерошенные перья политических правых относительно его намерений способствовать аннексии уже в начале июля.

Высокопоставленные лица из числа поселенцев и политических правых высказывают оговорки и даже возражения против плана аннексии. Они утверждают, что аннексия, которую он продвигает как исторический шаг, на самом деле является кодовым названием для создания Палестинского государства, которое Нетаньяху также одобряет как часть мирного плана США.

Всего за день до этого лидеры поселенцев встретились с руководителями партии Ямина. В конце этой встречи председатель партии Нафтали Беннетт обвинил Нетаньяху в преднамеренном сокрытии карт и деталей плана аннексии. Беннетт сказал: «Мы еще не знаем подробностей плана и карты. Это суверенитет или Палестина?»

Еще один руководитель Ямины, который в последнее время дает бесконечные интервью, – бывший министр транспорта Бецалель Смотрич. Он тоже резко раскритиковал Нетаньяху. В интервью Ynet от 2 июня Смотрич сказал: «Нетаньяху всегда говорит о разделении страны. К его чести, он не лжет. Он ставит условия, главным образом в плане безопасности, говорит о демилитаризованном Палестинском государстве, о контроле АОИ (Армия обороны Израиля) над всей территорией Западного берега реки Иордан. Но он не думает, что мы имеем право править чужой нацией... Поэтому в конечном счете в результате его плана земля должна быть разделена».

Тон выступавших в зале заседаний Ямины был резким, они говорили, что Нетаньяху ведет поселенцев в тупик. Нетаньяху не понравилось то, что он услышал. Он пришел к выводу, что бывшие министры Ямины – Нафтали Беннетт, Айелет Шакед и Бецалель Смотрич, которые остались вне нового правительства Нетаньяху, стоят за недовольством правых против него, недовольством, которое проявляется в форме политической и медийной кампании. И она в настоящее время набирает силу. Он не ошибся.

Клика Ямины, ставшая беспомощной, оказавшись за пределами нового правительства, мстительна и не намерена сдаваться. Бывшие министры приняли стратегическое решение сформировать раздражающую оппозицию Нетаньяху по дипломатическим вопросам, и они только начали. Их аргумент заключается в том, что Нетаньяху вводит в заблуждение правых, продвигая дипломатическую программу, которая, как он утверждает, исполняет мечты поселенцев, в то время как на самом деле это всего лишь еще одна программа раздела земель. Этот аргумент с каждым днем собирает все больше последователей. (С точки зрения поселенцев и других израильских крайне правых, Палестина является частью земли Израиля – Эрец Исраэль, и у палестинских арабов нет никаких прав на автономию или независимость. 600 тысяч поселенцев незаконно проживают на арабских территориях, и они очень опасаются реализации любого мирного плана. Даже такого, который предлагают Трамп и Нетаньяху, плана, который включает в себя аннексию – официальное присоединение к Израилю территорий поселений. Дело в том, что в случае его реализации может в каком-либо виде появиться палестинское государство, что поставит под угрозу их дома. Многие из них являются фанатичными сторонниками религиозного сионизма из числа т.н. кипот сругот (вязанные кипы). – Прим. ред.).

Это также сообщение о кампании, проводимой главами совета Yesha (зонтичной поселенческой организации) среди правых членов кнессета, в том числе крайне правых депутатов от «Ликуда» (партия Нетаньяху). Цель – повлиять на Нетаньяху, чтобы навязать ему суверенитет над всем Западным берегом.

Они планируют в ближайшее время провести кампанию в средствах массовой информации в Соединенных Штатах, включая рекламные щиты и тому подобное, чтобы повлиять на Белый дом. Нетаньяху также сообщил, что главы Yesha имеют дело непосредственно с послом США в Израиле Дэвидом Фридманом, который, как считается, имеет пропоселенческую ориентацию.

Столь тревожные события побудили Нетаньяху поспешно собрать глав поселенцев и выслушать их аргументы. Присутствовал на встрече и новый спикер кнессета Ярив Левин, член дипломатического штаба Нетаньяху, занимающегося картографированием территории, подлежащей аннексии. Он рассматривается как широко уважаемая и пользующаяся доверием фигура на идеологическом правом фланге.

По просьбе Нетаньяху встреча с поселенцами 2 июня прошла за закрытыми дверями. Просочившиеся подробности говорят о том, что группа лидеров поселенцев представила Нетаньяху свою собственную карту. С ее помощью они пытались показать Нетаньяху опасность для изолированных поселений, которые останутся анклавами на палестинских территориях. Карта была основана на проекте, опубликованном Белым домом, когда он представил план в конце января.

Однако с тех пор как был представлен план Трампа и состоялись выборы в Израиле в марте, никто на самом деле не знает, насколько обширны земли Западного берега, которые Нетаньяху планирует аннексировать. Также неясно, начнет ли он с декларации или сделает реальный шаг. И никто, похоже, не знает, когда именно будут раскрыты карты, составленные американскими и израильскими командами. Нетаньяху держит свои карты в секрете. До сих пор даже руководство армии не было посвящено в их содержание.

1июня бывший министр обороны и нынешний председатель партии Исраэль Бейтену («Наш Дом – Израиль») Авигдор Либерман выступил с речью на пленуме Кнессета. Он заявил, что ни начальник штаба, ни глава Шин-Бет (контрразведка) не видели карт, и поэтому у него есть сомнения относительно намерений Нетаньяху.

С другой стороны, на местах есть признаки того, что Нетаньяху продвигается вперед в плане аннексионных мероприятий, запланированных в начале июля. Согласно коалиционному соглашению Нетаньяху с Ганцем, это самая ранняя возможная дата, когда Нетаньяху может начать процесс и вынести свой план на голосование.

1 июня министр обороны Бенни Ганц поручил начальнику Генштаба Авиву Кохави подготовиться к последствиям аннексии. Однако высокопоставленные представители оборонного ведомства жаловались, что им не показали подробных программ или карт, что, конечно, затрудняет подготовку к чему-либо.

Высокопоставленный министр «Ликуда» сказал «Аль-Монитору» на условиях анонимности: «Нетаньяху сделает это. Это его наследие. Мы рассчитываем, что арабский мир пропустит это мимо ушей. В конце концов это не будет иметь никакого значения на местах для жизни даже одного палестинца».

Чем ближе мы подходим к аннексии, тем больше расширяется трещина справа. Одна сторона утверждает, что даже частичный израильский суверенитет над Западным берегом – это большой шаг, в то время как другая сторона заявляет: «Все или ничего». Шломо Фильбер, бывший советник Нетаньяху, который позже стал государственным свидетелем против него, является одним из самых влиятельных людей в поселенческой среде. В своем твитте, который стал вирусным, Фильбер упрекнул тех политических правых, которые пытаются пролить дождь на парад Нетаньяху. По мнению Фильбера, аннексия земель – это хорошее начало после полувекового обсуждения вопроса о выводе войск. «Когда снежный ком начинает катиться, его невозможно остановить», - написал он.

Люди говорят, что Нетаньяху – это сумма его травм, и в этом есть много правды. Во время своего первого срока правления правительство Нетаньяху пало из-за поселенцев в 1998 году. В последующие годы он не давал им повода возражать ему. Разница в том, что на этот раз, будучи очень сильным премьер-министром и бесспорным лидером правых, он также смотрит на наследие, которое оставит после себя. Так что на этот раз он, возможно, захочет рискнуть.