Битва за Идлиб приближается

Россия проводит авианалеты, атакуя несколько районов Идлиба, в то время как сирийское правительство обстреливает зоны деэскалации. Битва за Идлиб приближается по мере того, как стороны занимают позиции.

18 августа три российских самолета провели 12 воздушных налетов с использованием термобарических ракет на окраины деревень Харбануш и Кокания к западу от деревень Маарат-Эль-Син и Аш-Шейх-Бахр, а также на лагерь ас-Салама в западном Идлибе.

Авиаудары были нанесены вопреки достигнутой 5 марта договоренности между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и его коллегой президентом России Владимиром Путиным о создании коридора безопасности вокруг стратегической автомагистрали М4, соединяющей провинции Алеппо и Латакия.

Сирийский центр по правам человека сообщил, что 2 августа силы сирийского правительства ввели военные подкрепления в сельскую местность Идлиба. Возможно, сирийский режим готовится к сражению в этом районе. 12 августа, выступая перед Народным советом, президент Сирии Башар Асад поклялся «освободить оставшиеся земли, чтобы сохранить единство нашей земли и обеспечить защиту нашего народа».

Российские налеты побудили турецкую армию укрепить свои позиции в сельской местности Идлиба.

Пресс-секретарь оппозиционного Национального фронта освобождения Наджи Абу Худхайфа заявил «Аль-Монитору»: «С момента прекращения огня, объявленного Эрдоганом и Путиным 5 марта, антиасадовские группировки готовятся к возможной битве, которую режим и Россия могут вести в Идлибе из-за недоверия к их обещаниям. Мы тренируем бойцов и совершенствуем их боевые навыки, в дополнение к повышению квалификации и использованию опыта предыдущих сражений. Мы подготовили специальные подразделения, которые могут противостоять тактике выжженной земли и тяжелым воздушным обстрелам».

Он отметил, что в последнее время режим сирийская армия проникнуть в боевые порядки группировок в сельской местности Латакии и районах Джебель-Аз-Завия, Дейр-Сунбуль, Фатира и Флейфель.

Он добавил, что силы его соратников проводят интенсивную военную подготовку, чтобы избежать повторения поражений в ходе наступления сирийских войск в боях за западную сельскую местность Алеппо и восточный и южный Идлиб в конце 2019 и в начале 2020 годов.

«Мы усилили координацию между фракциями через оперативный центр «Аль-Фатех аль-Мубин» и координируем работу фракций против сил режима», – добавил он.

«Аль-Монитор» встретился в сельской местности Идлиба с Абу Халидом аш-Шами, военным представителем «Хайят Тахрир аш-Шама» – организации, которую Соединенные Штаты считают террористической. Шами сказал, что военные приготовления никогда не заканчиваются и что в оперативном центре «Аль-Фатех аль-Мубин» его группа изучила прошлые проблемы и ожидаемые сценарии, а также работает над повышением боеготовности за счет строительства новых тренировочных лагерей и повышения уровня подготовки владения оружием. Группировка также усилила военные подкрепления вдоль линии фронта с ополченцами Асада. Ополченцы Асада, Россия и Иран мобилизуют свои силы на многих фронтах, главным образом в сельской местности Латакии и на юге и востоке Идлиба.

Халид Кутайни, лидер Свободной сирийской армии из провинции Хама, проживающий в Турции, сказал «Аль-Монитору»: «Если режим не будет соблюдать соглашение, подписанное 5 марта, и попытается продвинуться вперед, чтобы контролировать шоссе М4, где развернуты российские и турецкие патрули, Турция будет осуществлять планы В и С, которые турецкий министр обороны разработал до соглашения 5 марта. Наиболее вероятным вариантом является то, что Турция и сирийские оппозиционные группировки будут готовы сражаться с силами режима, чтобы вынудить их отступить из районов, над которыми они недавно получили контроль.

Хотя Россия до сих пор полностью поддерживала политику Асада, она будет пересматривать ситуацию на фоне постоянных турецких предупреждений режиму не приближаться к местам дислокации турецкой армии в Идлибе. Россия обеспокоена потерей Турции, поскольку у двух стран имеются общие стратегические интересы. Хотя ливийское дело не затрагивает идлибскую проблему, оно влияет на турецко-российские отношения. Турция не согласится на бартер «Идлиб в обмен на ливийский ключевой город Сирт». Мы слышали заявления о том, что Турции будет позволено взять под контроль Сирт, если Турция позволит России контролировать Идлиб, но это не так».

Турция и Катар поддерживают ливийское международно признанное Правительство национального согласия (ПНС), базирующееся в Триполи. В последние месяцы силам, лояльным ПНС, удалось взять под контроль несколько районов вокруг Триполи, в том числе авиабазу Аль-Ватия, находившуюся ранее под контролем сил, лояльных восточному военному командующему Халифе Хафтару, которого поддерживают Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ (а также Россия. - Прим.). В свете этих достижений ПНС наблюдает за ключевым городом Сирт и недавно объявило о подготовке к изгнанию сил Хафтара и захвату города.

Майд Килани, исследователь Центра исследований Джусура в Идлибе, сказал «Аль-Монитору»: «Российские войска часто проводят подобные рейды, чтобы создать давление или отправить сообщения в рамках своего переговорного процесса с Турцией, который не ограничивается договоренностями по Идлибу, но также касается различных областей, в том числе в Ливии. Между тем иранские и сирийские силы, управляемые Ираном и Россией, периодически вступают в столкновения с этими группировками. Неизбирательные обстрелы призваны опустошить этот район и утопить его в продолжающемся хаосе, а также направить предупреждения и угрозы оппозиционным группировкам.

Режим направляет военное подкрепление на прибрежный фронт [в окрестности Латакии], в частности в район, где российские войска все еще создают возможности для обеспечения своего присутствия на сирийском побережье.

Решение воевать на северо-западе Сирии стало политическим, а не военным. Главными действующими факторами являются региональные и международные игроки, которые принимают политические решения за столом переговоров. Исходя из политических соображений, маловероятно, что произойдет широкое нарушение российско-турецкого соглашения от 5 марта или что оно рухнет. Возвращение совместного патрулирования на шоссе М4 является важным показателем того, что обе стороны хотят сохранить карту этого района и соблюдать режим прекращения огня».