В нем утверждалось, что члены партии вступили в сговор с террористами.
Вторая по величине оппозиционная партия Турции, прокурдская ДПН, вновь сталкивается с угрозой закрытия после того, как Конституционный суд страны принял обвинительное заключение, направленное на запрет сотням ее членов занимать политические должности по обвинениям, связанным с терроризмом.
Первоначальная версия обвинительного заключения была подана в начале этого года и отклонена по процессуальным основаниям. 7 июня главный прокурор Кассационного суда Турции Бекир Шахин вновь представил пересмотренный документ, который судьи Высшего суда страны единогласно приняли в понедельник, открыв путь для судебного разбирательства, которое может привести к запрещению ДПН в ближайшие месяцы.
В обвинительном заключении на 843 страницах Шахин утверждает, что ДПН стремится разрушить единство государства и поддерживает связи с Рабочей партией Курдистана (РПК), что официальные лица ДПН отрицают.
На основании доказательств, которые еще предстоит обнародовать, прокурор требует полного запрета ДПН, пятилетнего запрета на политическую деятельность 451 члена партии и, после рассмотрения судьями Конституционного суда, возможно, замораживания банковских счетов ДПН, через которые партия, как ожидается, получит около 7,7 миллиона долларов в 2021 году из турецкой казны.
В последние годы ДПН, набравшая 11,7% избирателей – около 6 миллионов голосов – на парламентских выборах 2018 года, стала свидетелем того, как тысячи ее членов предстали перед судом, десятки выборных должностных лиц были заменены назначенными государством попечителями, а ее бывшие сопредседатели Селахаттин Демирташ и Фиген Юксекдаг были заключены в тюрьму с 2016 года, почти все по обвинению в терроризме.
Последнее обвинение было выдвинуто после того, как Девлет Бахчели, председатель крайне правой Партии националистического движения Турции (ПНД) и ключевой партнер по правящей коалиции президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его правящей Партии справедливости и развития (ПСР), призвал запретить ПНД.
Критики осудили дело о запрете, указав, что это попытка ослабить и разделить оппозиционные партии в преддверии выборов, которые запланированы на 2023 год, и одновременно попытка повысить падающие рейтинги правящей партии (их падение зафиксировано опросами) на фоне экономического спада, усугубленного пандемией COVID-19.
Отвечая на решение Конституционного суда о рассмотрении дела в понедельник, сопредседатель ДПН Митхат Санджар заявил, что обвинительное заключение было подготовлено в центральном офисе ПНД и доработано юридическими подразделениями в Президентском дворце Эрдогана. Он пообещал бороться с обвинениями, выдвинутыми против партии.
«Мы будем защищать нашу партию, наш народ и волю нашего народа, используя все законные права на основе демократической политики, и не допустим закрытия ДПН», – сказал Санджар журналистам на пресс-конференции в понедельник.
Ожидается, что судебное разбирательство займет месяцы, возможно, годы, но следующие шаги включают в себя отправку обвинительного заключения должностным лицам ДПН, которым будет поручено подготовить защиту в течение 30 дней. При необходимости они могут запросить дополнительные 30 дней, по словам Османа Джана, профессора права в Университете Мармара и бывшего докладчика-судьи Конституционного суда Турции.
По словам Джана, самое раннее решение может быть вынесено к январю 2022 года, если дело будет ускорено главой Конституционного суда Зухту Арсланом.
«Это политическое дело, оно очень важно. И в таких случаях президент всегда ускорял процесс, – сказал Джан «Аль-Монитору». – Именно так ведет себя Зухту Арслан».
Джан добавил: «Процесс принятия решений откладываться не будет. Я бы сказал, что в течение одного года мы примем решение».
Для того чтобы ДПН была закрыта, 10 из 15 судей должны согласиться с тем, что партия вступила в сговор с РПК и пытается разделить Турцию по этническому признаку. Джан сказал, что новое обвинительное заключение скорее всего является формализованной версией того, которое было подано в марте и в котором, как он утверждал, 95% доказательств были основаны на выступлениях членов ДПН с критикой ПСР и государственной политики.
Эти «доказательства» в основном риторические и не основаны на действиях, предпринятых членами партии, и Джан сказал, что решение о закрытии ДПН будет в подобной ситуации встречено международным вниманием и осуждением со стороны высших юридических органов, включая Европейский суд по правам человека.
«С юридической точки зрения, я думаю, доказательств недостаточно, чтобы запретить политическую партию, но мы живем в Турции, и Конституционный суд, к сожалению, переполнен членами, назначенными самим президентом», –сказал Джан в интервью «Аль-Монитору».
До вынесения решения последствия судебного разбирательства могут проявиться в различных формах, которые могут повлиять на внешнюю и внутреннюю политическую повестку дня Турции в ближайшие месяцы.
Берк Эсен, доцент кафедры политологии Университета Сабанджи, отметил, что обвинительное заключение было принято через неделю после первой встречи Эрдогана с президентом США Джо Байденом на полях саммита НАТО 15 июня и что давление на ДПН может быть связано с уступками, направленными на умиротворение как западных правительств, так и националистических союзников турецкого лидера внутри Турции.
Эсен сказал, что Эрдоган может вскоре согласиться изменить курс в отношении одного или нескольких направлений внешней политики, которые союзники Турции по НАТО считают разрушительными, таких как миграция или геолого-разведывательная деятельность в восточном Средиземноморье, и в ответ попросить западных лидеров воздержаться от критики в отношении внутренней политики Турции, как в случае с запретом ДПН, что поможет ему успокоить возможное возмущение союзников-националистов из ПНД уступками, предлагаемыми им Западу на международной арене.
«Я думаю, Эрдоган пытается заключить какую-то сделку с Байденом и, возможно, даже с ЕС, пойдя на уступки во внешней политике, чтобы стабилизировать внутреннюю политику, – сказал Эсен в интервью «Аль-Монитор». – Если не останется давления Запада, правительство может легко закрыть ДПН».
Дело ДПН также может послужить для разделения оппозиционных партий, которые благодаря партнерству добились победы на выборах против коалиции ПСР-ПНД, как заметил Эсен. Он добавил, что главная оппозиционная Республиканская народная партия (РНП), вероятно, осудит обвинительное заключение против ДПН как недемократическое, как это делали ее официальные лица в прошлом, в то время как представители националистической партии IYI (Хорошая партия) будут склонны к молчанию по данному вопросу.
В зависимости от того, как отреагируют оппозиционные партии, предстоящие судебные разбирательства также могут привести к разочарованию среди сторонников ДПН, которые могут воздержаться от голосования или поддержать другие оппозиционные группы, если ДПН закроется, сказал Эсен.
«Эрдоган чрезвычайно обеспокоен тем, что он проиграет выборы, и на данный момент, я думаю, у него осталось не так много стратегий», – сказал Эсен в интервью «Аль-Монитор».