Встреча Эрдогана с Байденом: прорыва нет
Первая встреча двух лидеров в качестве глав государств привела к подробным обсуждениям, но никаких серьезных решений принято не было.
Первая встреча двух лидеров в качестве глав государств привела к подробным обсуждениям, но никаких серьезных решений принято не было.
Долгожданная встреча 14 июня между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом США Джо Байденом прошла в значительной степени так, как ожидалось. Ни один из серьезных вопросов, отравляющих отношения между союзниками по НАТО, не был решен. Оба лидера заявили, что 90-минутная встреча на полях саммита НАТО в Брюсселе прошла «очень хорошо». Эрдоган зашел так далеко, что заявил: «Мы считаем, что в отношениях между США и Турцией нет неразрешимых проблем и что области сотрудничества для нас больше, чем наши проблемы». Однако комментарии Эрдогана во время последующей пресс-конференции мало что доказывали.
Самая глубокая боль в отношениях между странами – приобретение Турцией российских ракет С-400, за которые Турция уже заплатила немалую цену. Из-за этого она находится под эффективным эмбарго на поставки оружия из США и была исключена из консорциума F-35, который производит истребители пятого поколения. Эрдоган повторил фразу о том, что Турция прибегла к приобретению российского комплекта, потому что Вашингтон отказался продать ей ракеты Patriot.
По правде говоря, сделка с «Патриотами» провалилась из-за проблем с передачей технологий. Россия продала Турции свою «экспортную» версию ракетных батарей. «Так в чем же разница?» – спрашивают критики.
Эрдоган уклонился от вопросов журналистов о том, был ли достигнут какой-либо реальный прогресс в этом вопросе. Он мог только сказать, что представители министерств обороны с обеих сторон обсуждали этот вопрос. Конгресс принял закон, в котором конкретно говорится, что Турция должна отказаться от владения С-400, чтобы ослабить санкции, введенные против нее.
Байден также явно отверг неоднократные требования Турции прекратить партнерство Пентагона с Силами демократической Сирии (СДС), возглавляемыми курдами. Турция настаивает на том, что вооруженная организация, которая помогла возглавляемой США коалиции победить Исламское государство (ИГИЛ – запрещена в РФ), является частью Рабочей партии Курдистана, которая воюет с Турцией с 1984 года. РПК официально считается в США и Европе террористической организацией, но СДС – нет. Эрдоган сказал журналистам, что он с сожалением заметил во время своей встречи с Байденом, что Соединенные Штаты продолжают сохранять это различие.
Западные дипломаты, присутствовавшие на саммите, заявили, что Эрдоган на протяжении всего мероприятия говорил нехарактерно сдержанным тоном, давая заверения в том, что Турция является верным и критически важным союзником НАТО. Эрдоган признал, что вопрос об использовании Байденом термина «геноцид» в память о резне 24 апреля турками-османами более 1 миллиона армян в Первой мировой войне, «к счастью», не поднимался во время их встречи. Тем не менее Эрдоган ранее публично пообещал выразить свой гнев по этому вопросу во время встречи с президентом США.
«С Байденом не было никакой химии, лед не сломан», – сказал высокопоставленный западный чиновник «Аль-Монитору». Чиновник добавил, что Байден занял очень твердую позицию против авторитаризма, в том числе внутри альянса. Эрдоган и член НАТО премьер-министр Венгрии Виктор Орбан рассматриваются как авторитарные лидеры, в то время как президент Польши Анджей Дуда движется в этом направлении.
Тем не менее Эрдоган стремился представить встречу как успешную, заявив журналистам, что он пригласил Байдена в Турцию и Байден сказал, что, как только его график будет ясен, он отправится туда. Но Эрдоган не сообщил ничего о том, что Байден пригласил его нанести визит в США.
Эрдоган заявил, что отправится в США для участия в открытии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре и открытия турецкого культурного центра в Нью-Йорке.
«Эрдоган больше не пользуется свободным проходом, за исключением британцев, которые открыто выступают за Турцию во всем, даже несмотря на С-400 и их антироссийскую позицию», – отметил западный чиновник.
Николас Данфорт, старший научный сотрудник Греческого фонда европейской и внешней политики, сказал: «Пока все идет именно так, как ожидалось, и мало что говорит о сути ситуации. Анкара получила хорошую фотосессию и продолжает притворяться, что есть какая-то положительная динамика в отношениях с США».
Это имеет решающее значение для Эрдогана, поскольку он изо всех сил пытается вернуть пошатнувшуюся турецкую экономику в нужное русло и заманить в страну иностранных инвесторов, которые в последние годы покидают Турцию.
Доллар США сегодня продолжил укрепляться по отношению к турецкой лире после временного ослабления в преддверии встречи Байдена и Эрдогана и на фоне позитивной шумихи по поводу ее результатов.
Сторонники Анкары рекламируют Афганистан как область, где две страны могут работать вместе. Анкара предложила эксплуатировать и защищать кабульский аэропорт после вывода войск США и НАТО из этой центральноазиатской страны, а глава НАТО Йенс Столтенберг подтвердил, что Турция будет играть ключевую роль. Однако талибы заявляют, что выступают против дальнейшего присутствия Турции.
Ожидается, что союзники Турции – Пакистан и Катар, в руках которых находится власть над исламистским ополчением, – вмешаются от его имени.
«В лучшем случае за кулисами оба лидера выразили желание не усугублять свои и без того значительные разногласия. Реальный вопрос заключается в том, как долго может сохраняться этот комфортный баланс заблуждений и дисфункции, – сказал Данфорт. – Если у них действительно была откровенная встреча, это не решит никаких проблем, но по крайней мере может помочь предотвратить появление новых».
На момент публикации в Белом доме не было никакой информации о встрече Эрдогана и Байдена.