Война в Газе подвергает испытанию хрупкое израильско-турецкое сближение
Cближение между Анкарой и еврейским государством выглядит все более хрупким.
Cближение между Анкарой и еврейским государством выглядит все более хрупким.
По мере того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в отходит от своего первоначального умеренного тона в отношении конфликта между израильскими войсками и боевой группировкой ХАМАС, сближение между Анкарой и еврейским государством выглядит все более хрупким.
В последнем заявлении Эрдогана, сделанном в среду, Израиль обвиняется в том, что он "лишает людей доступа к их самым необходимым потребностям, разрушая бомбами здания, в которых живут мирные жители". Последние действия в Газе Эрдоган охарактеризовал как "не войну, а резню".
Его высказывания - это отход от деэскалаторского тона, которого он придерживался в первые дни конфликта, и возвращение к имиджу защитника палестинского дела, который он создавал в течение многих лет. В отличие от США и Великобритании, Турция не признает ХАМАС террористической организацией и, как известно, имеет открытые каналы связи с этой группировкой.
В июле прошлого года Эрдоган организовал в Турции редкую встречу между президентом Палестины Махмудом Аббасом и политическим руководителем ХАМАС Исмаилом Ханией в попытке примирить обе стороны.
Беспрецедентное нападение ХАМАС на Израиль произошло в тот момент, когда Анкара стремилась к углублению сближения с Израилем, рассчитывая на экономическое сотрудничество, особенно в энергетической сфере.
После того как в прошлом году Турция и Израиль полностью восстановили дипломатические отношения, президент Израиля Исаак Герцог отправился в Анкару для встречи с Эрдоганом. В прошлом месяце в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча турецкого лидера с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху на фоне планов последнего посетить Анкару с официальным визитом.
Эта встреча стала первой в истории официальной беседой с глазу на глаз. Во время предыдущего президентского срока Нетаньяху (2009-2021 гг.) отношения между двумя странами были весьма напряженными, что было связано с предполагаемой поддержкой Анкарой движения ХАМАС и репрессиями Израиля против палестинцев в секторе Газа.
На прошлой неделе министр энергетики Турции Альпарслан Байрактар заявил, что планирует посетить Израиль в ноябре с целью возобновления проекта по транспортировке израильского природного газа в Турцию и далее в Европу. Он рассчитывал встретиться со своим израильским коллегой Исраэлем Кацем и представителями газовых компаний. Сейчас этот визит находится под вопросом, учитывая эскалацию на местах и противодействие Турции войне.
Изменение риторики Эрдогана свидетельствует о трудностях, с которыми он сталкивается, пытаясь найти баланс между попытками возобновить отношения с еврейским государством и своим глобальным имиджем защитника палестинского дела.
Сонер Кагаптай, директор программы турецких исследований Вашингтонского института ближневосточной политики, считает, что умеренный тон Анкары в первые дни конфликта, а также ее сдержанная реакция на израильские нападения на мечеть Аль-Акса весной отражают ее решимость восстановить отношения с Иерусалимом. В более широком плане Турция также нормализовала отношения с Египтом, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.
По мнению Кагаптая, заявление МИД Турции, сделанное в первый день конфликта и осуждающее гибель мирных жителей с обеих сторон, было "весьма значимым".
Однако сохранить этот тон будет сложнее. Кагаптай сказал Al-Monitor: "Я думаю, что [подход] будет меняться очень быстро. По мере того как все больше палестинцев будет гибнуть и страдать, а израильтян будет гибнуть все меньше - это и будет, на мой взгляд, дисбалансом в конфликте, который станет в значительной степени определять риторику Эрдогана".
Галлия Линденштраус, старший научный сотрудник израильского Института исследований национальной безопасности, согласна с тем, что последние заявления Эрдогана ставят под сомнение "способность сторон сохранить динамику турецко-израильского сближения". Об этом она сказала в интервью Al-Monitor.
По словам Линденштраус, особое беспокойство вызывает критика Эрдогана в адрес Вашингтона за отправку в регион авианосной ударной группы ВМС США "Джеральд Р. Форд". Во вторник Эрдоган утверждал, что задача авианосца - бомбить Газу, несмотря на неоднократные опровержения официальных представителей Пентагона и их слова о том, что этот шаг направлен на сдерживание участия в конфликте других игроков.
По словам Линденштрауса, и США, и Турция хотят предотвратить распространение войны в Газе, и на позицию Турции влияют также "собственные симпатии Эрдогана к палестинцам и ХАМАС и стремление турецкого общественного мнения и политической оппозиции однозначно встать на сторону палестинцев".
Общественное мнение Турции в основном поддержало палестинцев. Однако многие турки, потрясенные убийством мирных жителей, включая младенцев, молодых женщин и стариков, совершенных ХАМАС, выразили солидарность с Израилем, что побудило израильское посольство в Анкаре разместить в социальных сетях "благодарственное" ответное послание.