Вода стала причиной растущей напряженности на Ближнем Востоке

Репортаж «Аль-Монитор» показывает возросшие риски и актуальность водной безопасности для Египта, Судана и Эфиопии, Ирана и Ирака, а также Израиля, Иордании и Ливана.

Водный кризис, связанный с проблемным использованием в Иране реки Карун, вызывает бунты в Ираке и в самом Иране. Спор о плотине в Эфиопии может вызвать вооруженный конфликт между ней и Египтом. Забор Турцией воды из Евфрата стал одной из причин гражданской войны в Сирии.

***

Нарушение водоснабжения уже давно является потенциальным катализатором конфликтов или нестабильности на засушливом Ближнем Востоке. Но никогда этот риск не был столь заметным, как сейчас.

Тупик с плотиной на Ниле: Египет обращается за помощью к Китаю

19 июля Эфиопия объявила о завершении в этом году заполнения Большой эфиопской плотины «Возрождение» (GERD), которую она строит на Голубом Ниле, главном притоке реки Нил, обеспечивающем Египту более 90% его потребностей в воде.

Как сообщает Бахер аль-Кади, Египет взвешивает свои дальнейшие дипломатические шаги. 8 июля министр иностранных дел Египта Самех Шукри заявил в Совете Безопасности ООН, что GERD представляет собой «экзистенциальную угрозу» и что эффект от потенциального прекращения подачи воды в Египет будет подобен злокачественной чуме.

Тунис подготовил проект резолюции в поддержку заявки Египта на то, чтобы СБ официально высказался в пользу соглашения об управлении водными потоками Нила при международном посредничестве.

Хотя СБ признал серьезность проблемы, проведя второе за два года заседание по этому спору, резолюция по-прежнему трудновыполнима. Члены СБ по-прежнему обеспокоены прецедентом принятия резолюции по водным вопросам.

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, выступая 15 июля, сказал, что любое сокращение водоснабжения Египта – это красная черта, которую нельзя переступать: «Прежде, чем что-то случится с Египтом, армия и я должны будем выступить».

Разочарованный нейтральной позицией Москвы в Совете Безопасности Каир обращается к Китаю с просьбой помочь выйти из тупика. Хотя Пекин никогда не был крупной дипломатической силой в регионе, он имеет тесные связи с Аддис-Абебой. Китай также вкладывает значительные средства в Египет в рамках своей инициативы «Пояс и путь», рассматривая Египет как ворота для китайских товаров на рынки африканского континента, пишет египетский журналист Амр Эман.

«Китай является одним из крупнейших торговых партнеров Египта и инвестирует в него огромные средства, – продолжает Эман. – Он планирует создать промышленную зону в районе Суэцкого канала. Китайские компании также участвуют в строительстве Новой административной столицы, мегаполиса, возводимого на окраине Каира».

Египет получает поддержку и от Саудовской Аравии, которая поддерживает хорошие связи с Эфиопией. Крен королевства в сторону Египта в споре о GERD можно объяснить более активной позицией в Лиге арабских государств (которая на 100% поддерживает Египет) и в вопросах безопасности Красного моря.

Другой интересный угол зрения на спор связан с потенциальной посреднической ролью Израиля, как сообщает еще один египетский журналист – Мохамед Саид. Израиль также поддерживает тесные связи с Эфиопией в дополнение к отношениям с Египтом. Израиль вернулся в качестве наблюдателя в Африканский союз (АС) и стремится продвинуться вперед в заключении новых соглашений о нормализации отношений на континенте.

Администрация Байдена, выслушав Египет в Совете Безопасности, выступает за посредничество АС, которое в течение последнего года было вялым. Госсекретарь США Энтони Блинкен 20 июля беседовал с президентом Демократической Республики Конго Феликсом Чисекеди, который в настоящее время является председателем АС, и подчеркнул важность посредничества АС по вопросу GERD.

Тем временем Египет ведет собственную «силовую» дипломатию с Джибути, Танзанией и Бурунди, чтобы противостоять планам Эфиопии использовать GERD для создания и экспорта гидроэлектроэнергии в африканские страны и ищет пути создания собственного гражданского ядерного энергетического потенциала.

Иранский кризис в сфере водо- и энергоснабжения перекидывается на Ирак

Вода создает напряженность и в других местах. Иран отключил интернет в неспокойной провинции Хузестан, где проходят протесты из-за отсутствия чистой питьевой воды. Эксперты говорят, что основной причиной проблем с водой в юго-западной провинции является необычайно низкий уровень воды из-за засухи. Неправильное управление водными ресурсами также могло сыграть свою роль. Активисты заявили, что силы безопасности убили трех демонстрантов.

Водный кризис в Иране не ограничивается провинцией Хузестан, но именно там он ощущается наиболее остро и усугубляется энергетическим кризисом в Иране. Измученные санкциями, разрухой и бесхозяйственностью, энергетический и водный секторы работают нестабильно, что привело к новым протестам в Иране.

Последствия носят региональный характер. Ирак полагается на Иран в обеспечении значительной доли своей электроэнергии.

Кроме того, в Ираке под угрозой находятся запасы воды. Региональное правительство Иракского Курдистана призвало граждан ограничить потребление воды в связи с падением уровня грунтовых вод из-за отсутствия дождей и засухи в этом году.

Министр водных ресурсов Ирака Махди Рашид аль-Хамдани возлагает вину и на другие страны. По его словам, нехватка воды вызвана тем, что Иран отводит воду из реки Карун в Персидский залив, а не в Шатт-эль-Араб (реку, которая обеспечивает водой южный Ирак, включая 3-миллионный город Басра – эпицентр социальных протестов в Ираке. – Прим.) а также тем, что Турция не соблюдает свои соглашения по водоснабжению.

Основные источники воды в Ираке – реки Тигр и Евфрат – берут начало в Турции. (Турция построила на Евфрате систему ГЭС, которая отводит часть речной воды. Это привело к уменьшению объемов воды в Евфрате и к разорению примерно миллиона сирийских фермеров. Переселившись в города, массы сельского населения превратились в беднейшую часть горожан с высоким уровнем молодежной безработицы. Это стало одной из причины сирийской Сауры – восстания 2011 года и гражданской войны, которая продолжается до сих пор. – Прим.).

Вода – ключ к перезагрузке отношений между Израилем и Иорданией

Новое правительство Израиля в составе премьер-министра Нафтали Беннета и заместителя премьер-министра и министра иностранных дел Яира Лапида уделяет приоритетное внимание перезагрузке отношений с Иорданией. И на первом месте в повестке дня этой перезагрузки стоит вопрос о воде.

Бывший премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху позволил затянуться соглашению 2015 года о «Красной воде», подписанному с Иорданией под эгидой Всемирного банка и при большой поддержке США и международных организаций.

«Проект предусматривал строительство гигантского водопровода между Красным морем и расположенным гораздо ниже Мертвым морем, вдоль которого будут построены опреснительные установки. Это пойдет на пользу обеим сторонам в засушливой, пустой пустыне Арава, а оставшаяся вода и рассол будут стекать вниз и пополнять исчезающее Мертвое море, – пишет израильский журналист Бен Каспит. – В обмен на сотрудничество Иордании по этому проекту Израиль обязался поставлять Иордании еще 50 миллионов кубометров воды, производимой на дополнительном опреснительном заводе на севере, откуда вода будет поступать в Галилейское море, а оттуда в Иорданию».

Срыв переговоров по трубопроводу отчасти винят в обострении водного кризиса в Иордании, как указывает иорданский журналист Осама Аль Шариф. Первым делом Беннетта во время его секретной миссии в Амман в начале этого месяца было завершение переговоров по данной сделке.

«Согласно дипломатическим источникам, – продолжает Каспит, – Израиль планирует длинный список соглашений с Иорданским королевством для реабилитации отношений с ним и для восстановления нескольких аспектов сотрудничества, включая дополнительные жесты доброй воли. Израиль готов и дальше улучшать водоснабжение, которое имеет решающее значение для стабильности монархии, при условии, что Иордания позволит израильским фермерам обрабатывать приграничные земли, которые Израиль передал обратно Иордании в 2019 году».

После встречи с королем Абдаллой II 20 июля президент США Джо Байден выразил поддержку США в улучшении иордано-израильских связей и привел в качестве примера соглашение о поставках пресной воды в Иорданию.

Ливан

Организация Объединенных Наций предупредила, что водный сектор Ливана находится на грани краха из-за ужасающего экономического кризиса.

Ливан страдает от острой нехватки воды. Представитель ЮНИСЕФ в Ливане заявил, что экономический кризис может серьезно затруднить доступ людей к общественной воде в ближайшем будущем. «Потеря доступа к общественному водоснабжению может вынудить домашние хозяйства принимать чрезвычайно сложные решения относительно их основных потребностей в воде, санитарии и гигиене», – говорится в пресс-релизе Юкие Мокуо.

Ливан переживает многолетний и все более разрушительный экономический кризис. Местная валюта потеряла более 90% своей стоимости с конца 2019 года. Многие люди с трудом покупают предметы первой необходимости на фоне потери работы и роста цен. Нехватка топлива также усугубляется, что приводит к большим очередям на заправочных станциях.

ЮНИСЕФ заявил, что сектор водоснабжения Ливана сжимается из-за расходов на техническое обслуживание, сокращения электроэнергии и роста цен на топливо. В результате более 4 миллионов человек, включая 1 миллион беженцев, рискуют потерять доступ к безопасной для использования воде.

«По оценкам ЮНИСЕФ, большая часть откачки воды постепенно прекратится по всей стране в ближайшие четыре-шесть недель», – говорится в пресс-релизе.

Детское агентство ООН также предсказало, что расходы на воду могут вырасти на 200%, если люди будут вынуждены покупать ее у частных поставщиков в случае отключения общественного водоснабжения.

Ситуация и без того безрадостная. Почти 1,7 миллиона человек в Ливане уже имеют доступ только к 35 литрам (девяти галлонам) воды в день, что почти на 80% меньше, чем в среднем по стране до 2020 года, согласно оценке ЮНИСЕФ. Загрязнение воды также стало проблемой в Ливане в последние годы.