Влияние Пакистана в Персидском заливе ослабевает

По мере того как Индия укрепляет свои позиции, Исламабаду приходится активизировать и налаживать новые политические и экономические связи со странами Персидского залива.

В конце января командующий пакистанской армией генерал Камар Джавед Баджва посетил Катар с двухдневным визитом. Хотя эта поездка позиционировалась как обычный визит, она состоялась после напряженного года в отношениях между Пакистаном и Персидским заливом, что говорит о том, что Исламабад обеспокоен уменьшением роли страны в архитектуре безопасности региона.

Пакистан и страны Персидского залива уже давно связывают узы, которые первоначально основывались на религии и стратегических отношениях, а затем переросли в экономические отношения. Военные отношения также существуют и включают в себя подготовку кадров и сотрудничество в области безопасности, в то время как экономические отношения в значительной степени связаны с пакистанским сообществом трудящихся-мигрантов и его значительным присутствием в регионе.

В течение некоторого времени политика Пакистана в Персидском заливе была в основном сосредоточена на поддержании культурных и религиозных связей, а не на создании устойчивых экономических отношений. Исламабад предложил выступить посредником в урегулировании напряженности между Эр-Риядом и Тегераном, избегая при этом втягивания в различные войны, не прекращающиеся в регионе. Хотя энергетические ресурсы были приоритетом, общие усилия по улучшению экономических связей с Персидским заливом были слабыми.

Покровитель в вопросах безопасности

Пакистан уже давно позиционирует себя как покровитель безопасности стран Персидского залива, и благодаря семейным связям между режимами Персидского залива и различными пакистанскими лидерами на протяжении многих лет Исламабад обычно воспринимается как надежный союзник, когда дело доходит до защиты интересов стран Персидского залива. Но в 2015 году, когда внутриполитические соображения помешали Пакистану направить свои войска на Йеменскую войну (в помощь саудовцам. – Прим.), появилась тенденция к снижению их значения – особенно когда речь идет о Саудовской Аравии и ОАЭ. Это позволило Индии, заклятому сопернику Пакистана, закрепиться в Персидском заливе.

Попытка сохранить свое значение, выступая в качестве арбитра между Саудовской Аравией и Ираном

Действительно, индийское правительство Моди стремилось укрепить связи с Персидским заливом, что принесло свои плоды благодаря крупным саудовским инвестициям в инфраструктуру и нефтяные проекты в Индии, а также благодаря сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Становится все более очевидным, что Индия вытесняет Пакистан в тех областях, где у Пакистана раньше был оплот, например в экспорте рабочей силы. «Исторический» визит главнокомандующего индийской армией в Персидский залив в прошлом году также подчеркнул растущую военную роль Индии.

Изменение отношения стран Персидского залива к Израилю также косвенно влияет на пакистано-персидские отношения. Пакистанское руководство открыто отказалось признать Израиль, несмотря на давление со стороны различных влиятельных стран. В этом отношении прочные отношения между Индией и Израилем, которые имеют общие связи в таких секторах, как IT, наряду с обороной и разведкой, являются эликсиром для стран Персидского залива, официально устанавливающих связи с Израилем. (Индия – крупнейший в мире покупатель израильского оружия. – Прим.).

Еще одна причина ухудшения отношений между Пакистаном и Персидским заливом заключается в том, что Исламабад считает, что страны Персидского залива недостаточно громко осуждают зверства индийцев в Кашмире. В августе прошлого года Пакистан открыто критиковал возглавляемую Саудовской Аравией Организацию исламского сотрудничества (ОИС) по этому вопросу.

Но в то время как Пакистан сосредоточился на риторике и ораторском искусстве, Индия продвинулась вперед, сделав себя более стратегически и экономически важной для этих государств.

Трудящиеся-мигранты

На фоне изменений, происходящих в Персидском заливе, особенно недавнего сближения стран региона и Израиля, Пакистан может предложить меньше, чем Индия. Пространство для конкуренции в Персидском заливе стремительно исчезает, и пакистанские чиновники должны это понимать.

Прежде всего пакистанские власти могут сосредоточиться на том, чтобы сделать класс мигрантов страны более значимым в Персидском заливе, поскольку эти государства дают Пакистану очень важный поток денежных переводов. Наиболее практичным способом сделать это является тщательная оценка национальных планов омоложения стран Персидского залива – таких проектов, как Saudi Vision 2030, Kuwait Vision 2035 и Oman Vision 2040 – и обучение работников навыкам, подходящим для соответствующих проектов. Это обеспечило бы их конкурентоспособность на рынках труда стран Персидского залива.

Во-вторых, пакистанские чиновники могут изучить и определить потенциальные экономические ниши в Персидском заливе. Одним из направлений является агропромышленное сотрудничество: засушливые условия в сочетании с дефицитом воды в регионе Персидского залива делают продовольственную безопасность постоянной проблемой. Поскольку сельскохозяйственный сектор является сильной экспортной областью для Пакистана, необходимо сделать серьезные инвестиции в сельскохозяйственные исследования и повышение урожайности культур, чтобы подключиться к пищевой промышленности Персидского залива.

Помимо рассмотрения традиционных партнеров, Пакистан может продолжать расширять и пересматривать другие двусторонние отношения в Персидском заливе, такие как связи с Оманом и Кувейтом. Позитивные шаги в этом направлении были отражены в соглашении от июля 2020 года, в соответствии с которым Пакистан направил медицинских работников в Кувейт для оказания помощи в борьбе с пандемией Covid-19.

Внешняя политика Пакистана до недавнего времени не учитывала укрепление экономических связей со всеми странами Персидского залива. Но такие инициативы, как недавнее создание пакистано-арабской федерации, показывают, что пакистанское руководство серьезно относится к тому, чтобы исправить прошлые ошибки.

Иностранные инвестиции

Самое большое окно возможностей Пакистана в настоящее время находится в китайско-пакистанском экономическом коридоре (КПЭК), флагманском проекте масштабной китайской инициативы «Пояс и путь». Страны Персидского залива уже выразили желание участвовать в этом проекте, поскольку он связан с их планами экономического роста в ненефтяном секторе.

С помощью таких стимулов, как налоговые льготы в специальных экономических зонах КПЭК, страны Персидского залива могут быть поощрены к привлечению прямых иностранных инвестиций в Пакистан – то, в чем он отчаянно нуждается в условиях нынешнего экономического спада.

Различные форумы, включая встречу министров иностранных дел ОИС в Исламабаде в конце этого года, предлагают платформу и должны быть использованы пакистанским руководством. Попытка просто сохранить свое значение, выступая в качестве арбитра между Саудовской Аравией и Ираном, никуда не приведет Исламабад. Дверь к переменам всегда открыта только для тех, кто готов ею воспользоваться.