Правящая партия Южного Курдистана, ДПК (Демократическая партия Курдистана), делает все возможное, чтобы отложить парламентские выборы в регионе. В рамках этих попыток официальные лица посетили Иран. Нечирван Барзани нанес визит в Тегеран. И в первую очередь он посетил религиозного лидера Али Хаменеи. Затем Барзани встретился с президентом Ирана Ибрагимом Раиси и сопровождающей его делегацией.
Новое решение иранского суда на фоне переговоров в Тегеране
В ближайшие дни продолжится обсуждение ситуации в регионе. Но до того, как Тегеран сел за стол переговоров, в Багдаде произошли некоторые события. Пока Барзани позировал перед камерами с главнокомандующим Иранской армией стражей исламской революции Хусейном Салами, Верховный федеральный суд Ирака, который ранее принимал противоположные решения в отношении ДПК, принял новое решение. Суд, под влиянием Ирана, принял к рассмотрению возражение, поданное Масруром Барзани на том основании, что распределение мест по регионам не соответствовало конституции, и быстро включил его в повестку дня. Согласно решению, приостановление исполнения судебного решения будет продолжаться до тех пор, пока не будет рассмотрено заявление о возражении.
Как будут распределяться места?
Несколько месяцев назад Верховный федеральный суд Ирака постановил, что теперь избирательные участки в Южном Курдистане будут разделены на четыре района – Сулеймания, Эрбиль, Дохук и Халабджа. Соответственно, на них приходится 100 мест. Был определен такой коэффициент распределения: 34 места – от Эрбиля, 38 – от Сулеймании, 25 – от Дохука и 3 – от Халабджи.
Тот же суд также отменил квоту меньшинства для ДПК в 11 мест. Таким образом, хотя правящая ныне партия гарантировала себе эти места еще до выборов, суд признал это положение «неконституционным». Новое решение открывает возможности для изменений.
Отсрочка или подготовка к выборам?
С другой стороны, если новая заявка не поступит до июля, полномочия Высшей избирательной комиссии Ирака по проведению выборов будут приостановлены. Хотя такое развитие событий свидетельствует об отсрочке выборов, есть основания полагать, что ДПК все же готовится к выборам, предлагая некоторые уступки в обмен на свою безопасность.
Талабани в США: мы не принимает эту ситуацию
Председатель Патриотического союза Курдистана (ПСК) Бафиль Талабани, который в это же время встретился с официальными лицами США в Вашингтоне, сказал, что выборы должны пройти вовремя. Партия Талабани ПСК выступила со встречными заявлениями о том, что и заявление Масрура Барзани, и решение суда противоречили закону. Согласно закону Ирака о выборах, возражения могут быть поданы за шесть месяцев до голосования. Такие действия за месяц до выборов не соответствуют конституции.
Что пишет газета «Кайхан»?
Иранские СМИ высоко оценили переговоры Барзани в Тегеране. Газета «Кайхан», связанная с религиозным лидером Ирана Али Хаменеи, раскрыла некоторые детали переговоров.
В качестве заголовка газетной статьи была использована реплика Барзани – «Имам Хомейни был и нашим лидером». В тексте подчеркивались слова Барзани: «Если бы не иранская революция, не ясно, что бы случилось с курдским движением». Эти слова и сама структура новостного репортажа напоминают интервью, которое Меле Мустафа Барзани дал этой же газете в 1975 году, когда он уехал в Иран после «ашбеталя». Курдское слово «ашбеталь» означает «остановку работы мельницы». В политическом смысле оно обозначило окончание сопротивления курдов в горах после заявления Меле Мустафы Барзани об «окончании революции». Кажется, единственное изменение в семье Барзани – это смена поколения, а в газете «Кайхан» – переход из рук семьи шаха Резы Пехлеви в руки Али Хаменеи.
Какую роль Тегеран отводит ДПК?
Тегеран серьезно обеспокоен укреплением позиций Израиля в Эрбиле в последние годы. И этот вопрос был вынесен на переговоры. Для Ирана планы, разработанные ДПК совместно с США и Турцией, выглядят внешней угрозой. Тегеран пытается сделать из ДПК буфер против блока Вашингтона, Тель-Авива и Анкары в условиях постоянно растущей напряженности. Правительство Ирана запугивает Барзани, но также пытается сохранить им жизнь. Так, Тегеран вынудил Багдад предпринять несколько шагов для улучшения отношений с Эрбилем.
Новый этап отношений с Ираном: иностранное вмешательство
Заявление Барзани о «новом этапе отношений с Ираном», сделанное им после возвращения в Эрбиль, представляет интерес. Есть основания предполагать, что Барзани, который два месяца добивался этой встречи, принял все требования Ирана. Стремление ДПК, которая играет роль посредника в конфликтах между международными и региональными державами, сохранить свою власть, приблизило Южный Курдистан на один шаг к новым иностранным интервенциям.
Испытание для партий Восточного Курдистана
Деятельность партий из Восточного Курдистана в Южном Курдистане – еще один вопрос, беспокоящий Иран. Судьба этих организаций связана с недавними переговорами в Тегеране. И ДПК взяла на себя определенную роль в «разоружении» этих партий еще после предыдущей встречи. Однако партия Барзани пыталась использовать эти партии в своих интересах. ДПК объединила большинство этих политических сил и пыталась использовать их как козыри в политике и войне.