Верховный лидер Ирана нарушил молчание по поводу выборов в США

В своем первом публичном выступлении по поводу президентских выборов в США верховный лидер Ирана заявил, что победа кандидата от демократов или республиканцев не вызовет никаких изменений в политике Тегерана.

Верховный лидер аятолла Али Хаменеи защищал общую позицию своей страны по отношению к США как «рассчитанную» политику, которая не изменится в зависимости от того, кто входит или выходит из Овального кабинета. Признавая, что при некоторых президентах США «всякое может случиться», Хаменеи сказал: «Это не касается Исламской республики».

Верховный лидер Ирана выступил с телевизионными комментариями в годовщину захвата в 1979 году бывшего посольства США в Тегеране, что привело тогда к кризису с заложниками, длившемуся 444 дня. Этот эпизод побудил Вашингтон разорвать дипломатические отношения с Тегераном и спровоцировал цикл военных действий между двумя правительствами, который только ухудшился во время президентства Дональда Трампа.

В то время как некоторые из революционных студентов, участвовавших в нападении на посольство, сожалели о захвате задним числом, Хаменеи оправдывал это как «акт абсолютной рациональности», направленный против американского влияния. «Результатом присутствия США в любой точке мира стало отсутствие безопасности, разрушение и гражданская война», – сказал он.

Политика «максимального давления» администрации Трампа на Исламскую Республику и ее экономические последствия для иранского общества сделали выборы в США темой жарких дебатов внутри Ирана. Хаменеи выразил удивление по поводу предвыборной кампании в США, в ходе которой оба кандидата уже выдвинули обвинения в мошенничестве и раскрыли «уродливое лицо либеральной демократии». Иранский лидер в очередной раз предсказал Америке коллапс и распад вне зависимости от того, кто победит на выборах.

Освещая последние результаты голосования в США, иранские жесткие консервативные СМИ сосредоточились на «разделенной Америке» и возможности поствыборных волнений, в которых возможный отказ лагеря Трампа признать поражение может спровоцировать уличные бои.

За день до выступления Хаменеи министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф подтвердил официальную позицию Ирана в отношении незаинтересованности в выборах в США. Тем не менее он счел заявления из лагеря Байдена «более обнадеживающими». Зариф не стал уточнять, что он имеет в виду, но во время своих предвыборных митингов кандидат от Демократической партии выразил готовность восстановить ядерную сделку, от которой его соперник-республиканец отказался в 2018 году.

Тем не менее сторонники жесткой линии в Иране, похоже, не готовы облегчить задачу Зарифу и правительству президента Хасана Роухани в целом. На этой неделе консервативный парламент начал работу над законопроектом, который обязывает правительство повысить уровень обогащения урана в Иране до 20%, что намного выше порога в 3,67%, установленного соглашением. Даже в случае победы Байдена это нарушение может еще больше осложнить любое сближение с США, поскольку претендент от Демократической партии поставил переговоры с иранцами в зависимость от их полного соблюдения ядерной сделки.

И законодатели, стоящие за этим, не уклоняются от того, чтобы направлять свои ясные недвусмысленные послания Роухани и его лагерю. «Привязка внутренних дел к результатам выборов в США – это непростительная измена, - предупредил ультраконсервативный вице-спикер парламента Амир Хосейн Газизде Хашеми. - Враг есть враг, будь то Дональд или Джо».