В Турции в преддверии выборов растет количество дел против оппозиционных политиков

Критики утверждают, что правительство использует судебную систему для нейтрализации ведущих деятелей Республиканской народной партии.

Два видных деятеля левоцентристской Республиканской народной партии (РНП) – мэр Стамбула Экрем Имамоглу и глава стамбульского отделения партии Джанан Кафтанджиоглу – стали фигурантами дел, которые многие расценивают как попытки отстранить их от власти в преддверии выборов, намеченных на следующие 12 месяцев.

Именно эта пара ответственна за победу РНП в Стамбуле три года назад, – победу, которая, возможно, стала самым большим поражением Партии справедливости и развития президента Реджепа Тайипа Эрдогана (ПСР) с момента ее прихода к власти в 2002 году.

До триумфа РНП на местных выборах, который повторился в других крупных городах, таких как Анкара и Анталия, Стамбулом в течение 25 лет управляла ПСР или ее исламистская предшественница, партия «Рефах».

Стамбул также является родным городом Эрдогана, где он начинал свою политическую карьеру, занимая пост мэра в 1990-х годах.

Во вторник Кафтанджиоглу явилась в тюрьму Силиври на окраине Стамбула после того, как Верховный суд подтвердил ее тюремный срок в четыре года и 11 месяцев по нескольким обвинениям в «оскорблении».

Закулисный архитектор успеха партии в 2019 году, Кафтанджиоглу была осуждена за твиты и заявления, сделанные в период с 2013 по 2017 год.

Хотя она освобождена условно-досрочно (такие преступления с приговором менее пяти лет обычно понижаются до судебного контроля, не связанного с лишением свободы), она все еще ждет ответа на вопрос о сроках запрета на политическую деятельность, по словам источника в РНП.

На следующий день Имамоглу, который считается одним из трех фаворитов в борьбе с Эрдоганом на президентских выборах, должен был узнать приговор по своему делу об оскорблении. Однако слушания неожиданно были перенесены на сентябрь.

Его обвиняют в оскорблении членов Высшего избирательного совета на пресс-конференции в ноябре 2019 года, когда он якобы назвал их глупцами. Имамоглу утверждает, что это высказывание было направлено не на совет, а на политиков, стоящих за решением аннулировать первоначальные результаты выборов.

Будучи относительно неизвестной фигурой до выборов, Имамоглу победил на выборах в марте 2019 года с перевесом в 13 000 голосов, но избирательный орган назначил повторное голосование после жалоб правящей в стране партии (ПСР) на нарушения в ходе голосования. На повторном голосовании в июне он победил с перевесом более чем в 800 000 бюллетеней.

Прокуроры потребовали для Имамоглу тюремного заключения сроком более четырех лет. Как и в случае с Кафтанджиоглу, ожидается, что он не будет отбывать тюремный срок, но ему может быть запрещено выставлять свою кандидатуру на выборах или занимать должность.

Выступая после отложенного слушания, Имамоглу сказал, что для судебной системы «прискорбно даже инициировать такой процесс», добавив: «Существует давняя традиция использования судебной системы в качестве оружия для подавления оппозиции».

Хотя правительство отрицает какое-либо влияние на судебную систему Турции, утверждая, что суды остаются независимыми, другие утверждают, что судебная система стала инструментом для подавления политического инакомыслия.

Главной мишенью для таких судебных репрессий, по мнению критиков, стала Демократическая партия народов (ДПН), левая партия, уходящая корнями в курдское движение.

После подавления партии в результате попытки переворота в 2016 году тысячи ее членов предстали перед судом, как правило, по обвинению в терроризме, связанному с Рабочей партией Курдистана (РПК).

Десятки избранных должностных лиц ДПН также были лишены права занимать должности и заключены в тюрьму. Самым известным из них является Селахаттин Демирташ, харизматичный бывший соруководитель партии.

ДПН, которая, после РНП, является второй по величине оппозиционной группой с 56 депутатами в парламенте, также сталкивается с судебным делом о ее закрытии из-за предполагаемых связей с РПК. ДПН утверждает, что это дело политически мотивировано.

Али Йылдыз, адвокат по правам человека из Брюсселя, сказал, что приговоры по делам Кафтанджиоглу и Османа Кавалы, филантропа, осужденного в апреле на пожизненное заключение за якобы поддержку общенациональных протестов в 2013 году, показывают, что правительство хочет использовать «мощный рычаг», которым оно располагает в связи с конфликтом в Украине.

«Можно ожидать, что ДПН будет запрещена, а репрессии против других оппозиционных партий усилятся, – сказал он в интервью изданию Al-Monitor. – На данном этапе оппозиция должна понять следующее: пришло время признать, что нынешнее состояние турецкой судебной системы не имеет ничего общего с тем, что можно было бы назвать законной судебной властью. Скорее верно, что она является добровольным палачом при президенте Эрдогана».

Йылдыз добавил, что «политические» дела «напрямую связаны со стратегией Эрдогана по устранению ключевых активов «вражеских» держав перед лицом предстоящей «войны», а именно выборов 2023 года».

Однако политические баталии, разыгрывающиеся в турецких залах суда, не совсем односторонние.

Лидер РНП Кемаль Киличдароглу подал иск на пять куру (эквивалент 0,003 цента США) против Эрдогана за якобы оскорбительные высказывания, которые президент сделал в среду.