В Тегеран ведут два пути: через Вену и через Багдад

В Вене представители Европейского Союза, Ирана и других стран принимают участие в переговорах по иранской ядерной программе в «Гранд-отеле» с 15 апреля.

Представители США, Ирана, Европейского Союза, России, Китая и других участников первоначального Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) прямо и косвенно ведут переговоры по поводу возможного возрождения этого плана.

Президент Ирана Роухани отмечает 60-70-процентный прогресс в Вене. Детали о переговорах просачиваются в СМИ, но переговоры продолжаются, и может появиться какая-то дорожная карта к примирению. Выражая всевозможные оговорки и предостережения, заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи тем не менее заявил 20 апреля, что переговоры идут по «правильному пути». Дипломатия администрации Байдена с Ираном, восстановив сначала изношенные связи с европейскими партнерами, окупилась.

Другая дорога (к нормализации между США и их союзниками с одной стороны и Ираном с другой) идет через Багдад. Есть другие переговоры по Ирану, те, которые были проведены при посредничестве премьер-министра Ирака Мустафы Казими, – переговоры между иранскими и саудовскими официальными лицами на прошлой неделе. Эти переговоры не менее значимы, учитывая глубину вражды между двумя крупнейшими державами региона. Багдадский обратный канал между Ираном и Персидским заливом работал еще до ирано-саудовских переговоров, также он включает в себя Объединенные Арабские Эмираты и Египет.

Если и была какая-то ошибка в СВПД еще в 2015 году, то она заключалась в том, что не было дополнительного трека региональной безопасности. Именно это сейчас начинает происходить в Ираке. Превращение Ирака из поля боя в мост между державами за столь короткое время – это позитивный поворот для Ирака, его роли в регионе и его ценности как стратегического партнера Соединенных Штатов.

Россия стремится играть ключевую роль в переговорах по Ирану

В то время как челночная дипломатия в Вене по поводу эпохального ядерного соглашения еще не привела к прорыву, Москва надеется сыграть центральную роль. На прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился с иранскими официальными лицами, чтобы выдвинуть предложенный Россией подход.

Как пишет Кирилл Семенов, русские выступают за синхронное возвращение к сделке, в рамках которой Вашингтон и Тегеран будут двигаться в тандеме, чтобы снять c Ирана санкции и обратить вспять ядерные нарушения Ирана. Такой подход, по крайней мере публично, не является вариантом для администрации Джо Байдена, которая хочет, чтобы Иран сначала возобновил полное соблюдение ядерной сделки.

Россия поддерживает Иран. На прошлой неделе Лавров назвал недавние санкции Европейского Союза в области прав человека в отношении Ирана неприемлемыми и предупредил, что они могут подорвать хрупкие венские переговоры.