Попытки Турции придать стратегическую глубину своим связям с Центральной Азией, похоже, натолкнулись на камень преткновения, хотя и не очень большой, на фоне споров об использовании Кыргызстаном турецких боевых беспилотников в пограничных столкновениях с Таджикистаном.
Беспилотники Bayraktar TB2, приобретенные Кыргызстаном в прошлом году, рассматриваются в качестве фактора, обеспечивающего переломный момент в продолжающихся столкновениях с Таджикистаном из-за спорных пограничных территорий, - столкновений, которые унесли около 100 жизней с середины сентября.
Социальные сети пестрят заявлениями об использовании Кыргызстаном турецких беспилотников, сопровождаемыми якобы имеющимися изображениями уничтоженной таджикской военной техники. Беспилотники подбили таджикский танк Т-72, сообщает Qirim News, а другие утверждают, что беспилотники помогли Кыргызстану отбить пять деревень. Турецкие пользователи Twitter поспешили похвастаться тем, что турецкие беспилотники теперь «творят историю в Кыргызстане, как это было в Украине и Нагорном Карабахе».
По данным таджикских СМИ, кыргызские войска использовали тяжелое вооружение, включая вертолеты и беспилотники «Байрактар», для обстрела населенных пунктов, школ и мечетей. По данным Таджикистана, число погибших составило 41 человек. Кыргызстанцы, в свою очередь, утверждают, что 59 человек погибли, 139 получили ранения, повреждено 613 домов.
Бои на спорной пограничной территории между двумя странами повторяются с тех пор, как они стали независимыми после распада Советского Союза три десятилетия назад. На этот раз, однако, наблюдатели отмечают, что БПЛА компенсируют военное превосходство Таджикистана. Такой исход может придать импульс продвижению «Байрактаров» на мировом рынке, но не без того, чтобы добавить сложный фактор в отношениях Турции с республиками Центральной Азии.
Кыргызстан получил беспилотники в декабре 2021 года. 13 сентября, за день до начала столкновений, президент Кыргызстана Садыр Жапаров торжественно открыл новую базу, построенную для беспилотников, которые поступили на вооружение пограничной службы. В феврале 2021 года Кыргызстан также договорился с Россией о покупке систем ПВО С-300 и беспилотников «Орлан-10».
В ответ на это Таджикистан также решил приобрести у Турции беспилотники «Байрактар».
В апреле, после очередного эпизода смертоносных столкновений на таджикско-кыргызской границе, министр иностранных дел Кыргызстана Жээнбек Кулубаев заявил в парламенте, что сообщения о поставках Турцией беспилотников в Таджикистан соответствуют действительности. Кыргызстан попросил Турцию «быть осторожной в этом вопросе, так как проблемы между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан еще не решены, - сказал он. - Они ответили, что это бизнес».
Ранее в апреле министр обороны Таджикистана Шерали Мирзо и его турецкий коллега Хулуси Акар подписали в Анкаре рамочное военное соглашение. Акар тогда заявил, что Турция готова оказать Таджикистану помощь в охране границ и борьбе с терроризмом. Находясь в Турции, Мирзо посетил завод по производству «Байрактаров» и встретился с руководителями компании «Байкар», производящей беспилотники, которая принадлежит семье младшего зятя Эрдогана. Фотографиями визита поделилось посольство Турции в Таджикистане.
Однако в мае Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана заявил, что у него есть «достоверная информация» о том, что Таджикистан не заключал никакой сделки с Baykar или другим турецким производителем беспилотников, поэтому сообщения о приобретении им беспилотников Bayraktar были непроверенными.
То, что Baykar до сих пор не заключил сделку с Таджикистаном, может объясняться опасениями Турции по поводу того, что такая сделка может расстроить Кыргызстан.
Туркменистан стал первой республикой Центральной Азии, которая приобрела беспилотники Байрактар TB2 в декабре 2020 года. Узбекистан и Казахстан сейчас ведут переговоры с Байкаром, чтобы последовать примеру Кыргызстана.
В последние годы президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на фоне нестабильных отношений с Западом все больше смотрит на восток. Он дал понять, что Турция хотела бы вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества, в которой доминируют Россия и Китай, и стремится усилить турецкое влияние в Центральной Азии, опираясь на этнические и языковые связи с тюркскими народами региона.
Как продажа «Байрактаров» повлияет на эти усилия, является актуальным вопросом. Анкара так торопится продать беспилотники TB2, что, похоже, ее мало волнуют последствия.
Поддерживая этот подход, государственное информационное агентство «Анадолу» в своем аналитическом отчете отмечает: "Такие острые моменты, как пограничные столкновения между Кыргызстаном и Таджикистаном, враждебное отношение радикальных элементов в вооруженных силах Армении как к новому статус-кво в Нагорном Карабахе, так и к правительству Пашиняна, угрозы, возникающие в Афганистане после вывода оттуда войск США, и многие другие региональные риски показывают, что для турецких вооруженных беспилотников существует обширное поле деятельности".
В ноябре 2021 года Турция выступила инициатором создания Организации тюркских государств (ОТС) совместно с Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, что стало кульминацией различных инициатив по сотрудничеству с 1990-х годов. Таджикистан не входит в эту группу, поскольку его население преимущественно персоязычное.
Генеральный секретарь ОТС открыто встал на сторону Кыргызстана после последней вспышки, что вызвало протест со стороны Таджикистана. Такая позиция бросает тень на заявленную Турцией беспристрастность по отношению к республикам Центральной Азии.
По мнению Керима Хаса, турецкого ученого из Москвы, специализирующегося на евразийских делах, дебют турецких беспилотников в повторяющихся пограничных столкновениях между Кыргызстаном и Таджикистаном придал конфликту новое измерение. Расширение рынка турецких беспилотников в Центральной Азии может углубить военно-стратегическое влияние Турции в регионе, который Россия рассматривает как свой задний двор, и раздражать Москву, сказал он Al-Monitor, хотя любое встречное движение о стороны Москвы в настоящее время представляется маловероятным.
По мнению Хаса беспилотники TB2 склонили чашу весов в пользу Кыргызстана после того, как Таджикистан долгие годы пользовался относительным военным превосходством. "Если в предыдущих пограничных столкновениях Кыргызстан обычно нес более тяжелые потери, то на этот раз Таджикистан несет серьезные потери", - сказал он, подчеркнув, что использование «Байрактаров» усилило восприятие того, что Турция выступает на стороне Кыргызстана.
Ученый предупредил, что в конечном итоге продажа беспилотников может принести Турции больше вреда, чем пользы. Он сказал: «Нынешняя ситуация может навредить связям Турции с Таджикистаном или побудить Таджикистан приобрести беспилотники у Турции, Ирана или России, чтобы восстановить баланс по отношению к Кыргызстану. Если беспилотники будут поставляться из Ирана, это может расширить влияние Тегерана. А если Турция также продаст беспилотники Таджикистану, она может столкнуться с реакцией Кыргызстана. Таким образом, торговля беспилотниками вряд ли устроит обе стороны. Турция рискует навредить своим отношениям ради нескольких сотен миллионов долларов прибыли для ближайшего окружения Эрдогана».
По мнению Хаса, использование беспилотников затягивает столкновения и приводит к большему количеству жертв, что затрудняет дипломатическое урегулирование пограничного спора между Кыргызстаном и Таджикистаном. «Это, в свою очередь, наносит ущерб эффективности Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества, созданных в 1996 году с целью разрешения территориальных споров», - сказал он, напомнив, что Кыргызстан и Таджикистан являются членами обеих групп. «Негативный импульс, который беспилотники придают столкновениям, раздражает не только Москву, но и Пекин», - добавил он.
В ходе последнего спора Турция была вынуждена перенести свое посольство в Эфиопии в Кению в начале этого года перед лицом угроз в связи с использованием эфиопским правительством беспилотников TB2 против повстанцев Тыграя.
Короче говоря, продажа беспилотников в зоны конфликтов может укрепить связи Турции с одними государствами, но навредить ее связям с другими. Перетекание таких противоречий в Центральную Азию является плохим сигналом и с точки зрения транспортного коридора, который Эрдоган мечтает провести в Центральную Азию на основе потенциального примирения между Азербайджаном и Арменией.