«Уничтожить Газу»: риторика ненависти в Израиле

Эксперты говорят, что подстрекательские заявления видных израильтян нормализуют такие идеи, как убийство мирных жителей и массовые депортации.

Tamir Kalifa

Шок, скорбь и боль прокатились по Израилю с тех пор, как 7 октября боевики ХАМАС вырвались из Газы и убили примерно 1200 израильских гражданских лиц и солдат. Также как и гнев и жажда мести, которые лидеры страны выражают языком, который, по словам критиков в Израиле, часто переходит грань подстрекательства.

«Мы боремся с человекоподобными животными и действуем соответственно», — сказал Йоав Галлант, министр обороны, через два дня после терактов, рассказывая о том, как израильские военные планируют искоренить ХАМАС в Газе...

«Вы должны помнить, что сделал вам Амалек, говорит наша Библия, и мы помним», — сказал премьер-министр Биньямин Нетаньяху, ссылаясь на упоминание древнего врага израильтян в Писании — это упоминание ученые интерпретируют как призыв к истреблению их «мужчин и женщин, детей и младенцев».

По словам экспертов, отслеживающих соответствующие высказывания, к подстрекательской лексике прибегают также журналисты, отставные генералы, знаменитости и представители социальных сетей. Призывы «сравнять Газу с землей», «стереть с лица земли» или «уничтожить» с 7 октября упоминались около 18 000 раз в сообщениях на иврите на сайте X, ранее известном как Twitter, сообщает FakeReporter, израильская группа, отслеживающая дезинформацию и язык ненависти. За полтора месяца до начала войны эти фразы использовались всего 16 раз.

Совокупный эффект, по словам экспертов, заключается в нормализации публичного обсуждения идей, которые до 7 октября считались запретными: разговоры о «стирании» населения Газы, этнических чистках и ядерном уничтожении территории.

Поджигательские заявления, конечно, не ограничиваются Израилем. Гази Хамад, высокопоставленный лидер ХАМАС, поклялся 24 октября, что его группировка уничтожит Израиль как страну, и, похоже, ликовал по поводу варварских действий, которые его боевики совершали против израильских граждан. «Мы не стесняемся говорить об этом в полную силу», — сказал он. «Мы должны преподать Израилю урок, и мы будем делать это снова и снова».

Но распространение подобных высказываний израильтян вызвало дискуссию в Израиле, где ультраправые и ультранационалистические политики проверяли границы допустимых высказываний еще до 7 октября. Итамар Бен-Гвир, правый поселенец, прошедший в кабинете Нетаньяху путь от пустого места до министра национальной безопасности, имеет долгую историю поджигательских высказываний о палестинцах. В недавнем телеинтервью он заявил, что любой, кто поддерживает ХАМАС, должен быть «уничтожен».

Беспокойство по поводу распространения экстремистской риторики является продолжением политической борьбы внутри Израиля, которая бушует весь год между ультраправым правительством г-на Нетаньяху и гражданской оппозицией.

Идея ядерного удара по Газе была поднята другим правым министром, Амихаем Элиягу, который заявил на ивритской радиостанции, что в Газе нет такого понятия, как некомбатанты. Нетаньяху отстранил Элиягу от должности, заявив, что его комментарии «оторваны от реальности».

Нетаньяху утверждает, что израильские военные стараются не допустить причинения вреда гражданскому населению. Но поскольку число погибших, по данным министерства здравоохранения Газы, превысило 11 000 человек (на момент написания статьи — прим), эти заявления встречают скепсис даже в Соединенных Штатах, которые настаивают на том, чтобы Израиль разрешил ежедневные четырехчасовые гуманитарные паузы в боевых действиях.

Такие заверения также опровергаются языком, который Нетаньяху использует в общении с аудиторией в Израиле. Он упомянул Амалека в своей речи, произнесенной на иврите 28 октября, когда Израиль начинал наземное вторжение. Хотя некоторые еврейские ученые утверждают, что послание Писания является метафорическим, а не буквальным, его слова вызвали широкий резонанс, а видеозапись его речи была распространена в социальных сетях, причем, весьма часто это делалось его критиками.

«Это не просто разовые заявления, сделанные в пылу момента», — сказал Майкл Сфард, израильский адвокат по правам человека и автор книги «Стена и ворота: Израиль, Палестина и юридическая битва за права человека».

«Когда министры делают подобные заявления, — добавил Сфард, — это открывает двери для всех остальных».

Иегуда Шауль, содиректор иерусалимского аналитического центра Ofek, с 7 октября собрал 286 заявлений, которые он классифицирует как имеющие потенциал для подстрекательства к противоправному поведению. В его список вошли Эяль Голан, израильский поп-певец, Сара Нетаньяху, жена г-на Нетаньяху, и Йинон Магаль, ведущая правого израильского канала 14.

«Сотрите Газу. Не оставляйте там ни одного человека», — сказал Голан в интервью 14-му каналу 15 октября.

«Я не называю их животными, потому что это было бы оскорблением для животных», — сказала г-жа Нетаньяху в радиоинтервью 10 октября, имея в виду ХАМАС.

Настало время «Накбы-2», — написала Магаль на сайте X 7 октября, ссылаясь на массовое перемещение и бегство палестинцев до и после создания Израиля в 1948 году, которое палестинцы называют «накбой», или «катастрофой».

На Западном берегу реки Иордан несколько ученых и чиновников привели высказывание Элиягу о применении атомной бомбы на Газу в качестве доказательства намерения Израиля очистить анклав от всех палестинцев — кампанию, которую они называют «накбой настоящего времени».

Министр сельского хозяйства Израиля Ави Дихтер заявил, что военная кампания в Газе была явно направлена на массовое перемещение палестинцев. Сейчас мы разворачиваем «Накбу Газы», — сказал он в телевизионном интервью. «Газа — Накба 2023».

Рост числа зажигательных заявлений происходит на фоне роста насилия на Западном берегу. С 7 октября, по данным ООН, израильские солдаты убили в столкновениях 150 палестинцев, в том числе 44 ребенка. Еврейские поселенцы, некоторые из которых вооружены и неофициально сотрудничают с военными, убили восемь человек, один из которых ребенок, по данным ООН.

Израильские чиновники отмечают, что ХАМАС также активно действует на Западном берегу, и говорят, что многие из этих столкновений стали результатом усилий военных по искоренению боевиков. С 7 октября в результате нападений палестинцев погибли три израильтянина.

Эран Гальперин, профессор психологии Еврейского университета в Иерусалиме, утверждает, что использование израильскими лидерами провокационных высказываний неудивительно и даже понятно, учитывая жестокость атак ХАМАС, которые нанесли израильтянам коллективные и индивидуальные травмы.

По его словам, впервые со времен войны Йом-Киппур 1973 года выживание Израиля висит на волоске. Страна столкнулась с перспективой многофронтового конфликта против «Хезболлы» и ХАМАС, а также с возможным восстанием на Западном берегу.

«Люди в этой ситуации ищут очень, очень четкие ответы», — говорит профессор Гальперин. «У вас нет такой роскоши, как сложность. Вы хотите видеть мир хороших и плохих парней».
«Лидеры понимают это, — добавил он, — и это заставляет их использовать такой язык, потому что у такого языка есть аудитория».

Профессор Гальперин считает, что представление угрозы, исходящей от ХАМАС, также помогает правительству просить людей пойти на жертвы ради военных действий: обязательная мобилизация 360 000 резервистов, эвакуация 126 000 человек из приграничных районов на севере и юге, а также шок для экономики.

Однако, Сфард предупредил, что дегуманизация Израилем жителей Газы может открыть дверь для дальнейшей дискриминации и плохого обращения с палестинскими гражданами в Израиле. Это также делает израильтян более терпимыми к числу погибших в Газе гражданских лиц, что привело к изоляции Израиля во всем мире, добавил он. По его словам, число жертв среди гражданского населения в 10 000 или 20 000 человек может показаться «среднему израильтянину не такой уж большой проблемой».

В долгосрочной перспективе, сказал Сфард, подобная риторика сводит на нет шансы на прекращение конфликта с палестинцами, подрывает израильскую демократию и воспитывает молодое поколение, которое «легко использует эту риторику в разговорах со своими друзьями».

«Как только определенная риторика становится узаконенной, для того, чтобы повернуть колесо вспять, требуется много образования», — сказал он. Есть старая еврейская пословица: «Сто мудрецов будут долго биться, чтобы вытащить камень, который один глупый человек уронил в колодец».