Убийство Хании вряд ли изменит политику Палестины: между ХАМАСом и ФАТХом нет любви

Хотя некоторые видят в смерти Исмаила Хании возможность для примирения ПА и ХАМАС, президент Аббас, похоже, вряд ли решится пойти по этому пути.

Ни для кого не секрет, что между руководством Палестинской автономии (ПА), базирующимся в Рамалле, и движением ХАМАС нет особой любви. Они враждуют уже много лет, но как только стало известно о гибели в Тегеране политического главы ХАМАС Исмаила Хании, последовал целый ряд заявлений от политических лидеров в Рамалле, осуждающих теракт и называющих Ханию национальным героем.

Хотя палестинцы на Западном берегу глубоко сочувствуют жителям Газы, а опросы показывают, что значительная часть палестинцев на Западном берегу хотела бы примирения Палестинской Автономии (ПА) и ее ведущей группировки ФАТХ с организацией ХАМАС, президент Палестины Махмуд Аббас не проявлял реального интереса к объединению палестинских фракций с тех пор, как ФАТХ, его партия, была изгнана ХАМАС из сектора Газа в 2007 году.

По словам аналитиков и инсайдеров ФАТХ, ситуация не изменилась и после убийства Хании, так что смена парадигмы маловероятна.

Самым заметным ответом из Рамаллы стал телефонный разговор между министром по гражданским делам Палестинской автономии Хусейном аль-Шейхом — одним из ближайших помощников Аббаса и фигурой, которую многие ненавидят в рядах Хамаса, — и Халедом Машаалем, высокопоставленным представителем ХАМАС в Дохе, который должен заменить Ханию на посту главы ХАМАС за пределами Газы.

Шейх назвал Ханию «национальным лидером», чья «мученическая смерть стала большой потерей для палестинского народа».

Влияние на палестинское примирение

Национальное примирение — это единственная карта, которую Аббасу, возможно, придется разыграть. Подлинное соглашение с ХАМАС могло бы укрепить его ничтожную поддержку на палестинских улицах и дать толчок к возобновлению мирных переговоров, которые зашли в тупик уже много лет назад. Но Аббас, похоже, не склонен идти по этому пути.

Президент Аббас не поедет в Доху, столицу Катара, на похороны Хании в пятницу; вместо этого он отправится в Саудовскую Аравию в воскресенье, чтобы встретиться с наследным принцем Мухаммедом бин Салманом, что указывает на его приоритеты — он считает Саудовскую Аравию ключом к потенциальной реанимации ПА (Палестинской Автономии), а не исламистов в Газе. В последние месяцы саудовские чиновники дали понять руководству Рамаллы, что возобновят прямую финансовую поддержку ПА, которая была внезапно прекращена в 2016 году, в попытке помочь облегчить тяжелое экономическое положение Палестинской Автономии.

В свое отсутствие Аббас планирует отправить в Доху двух своих доверенных лиц из партии ФАТХ, Джибриля Раджуба и Махмуда Алула, сообщил Al-Monitor один из высокопоставленных палестинских чиновников. Раджуб — бывший глава службы безопасности, который в последние годы возглавлял реальные попытки примирения с ХАМАС, хотя эти усилия часто подрывались президентом ПА Аббасом.

Алул, сторонник Аббаса и бывший военный командир ФАТХ из Наблуса, в прошлом месяце был в Китае, где подписал новое соглашение о единстве с ХАМАС. Но первоначальный оптимизм вскоре угас, поскольку это соглашение обошло стороной несколько ключевых вопросов, ставших причиной разрыва между двумя палестинскими фракциями, и не принесло существенных изменений [в реальные отношения между ними]. Алул даже сказал своим помощникам, что соглашение, заключенное при посредничестве Китая, не предлагает ничего нового по сравнению с предыдущими наметками, которые не привели к прорыву.

Несмотря на подписание соглашения, Алул даже признался, что «не уверен, что ХАМАС действительно стремится к примирению, а Аббас, со своей стороны, не торопится его достигать», — сообщил Al-Monitor близкий к нему источник.

«Люди расстроены и очень опечалены убийством Хании, — сказал один из представителей ФАТХа в Рамалле, — но политические лидеры здесь не в игре».

Хания был ключевым сторонником примирения между ФАТХ в ХАМАС. В долгосрочной перспективе его убийство вряд ли ослабит стремление к национальному единству внутри движения. Многие кандидаты на место Хании, в частности Халед Машааль, в последние годы публично высказывались в поддержку воссоединения с ФАТХом и Палестинской автономией.

Война в Газе привела к тому, что популярность ХАМАС и Хании на Западном берегу резко возросла. Опрос, опубликованный в прошлом месяце известным палестинским опросчиком Халилем Шикаки, показал, что поддержка ХАМАС на Западном берегу сегодня составляет 41%, в то время как движение ФАТХ Аббаса поддерживает всего 17%.

Хью Ловатт, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, считает, что убийство, скорее всего, приведет к росту популярности ХАМАС на Западном берегу.

«Повышая популярность ХАМАС на Западном берегу и разжигая народный гнев против оккупации, убийство Хании Израилем приведет к дальнейшей маргинализации ПА и ее все более непопулярного руководства во главе с президентом Махмудом Аббасом, который, по общему мнению, ставит сотрудничество с Израилем и США выше национального освобождения», — сказал он.