После израильского нападения на посольство Ирана в Сирии перед Ираном встала дилемма: как нанести ответный удар, не спровоцировав более масштабный конфликт, которого, по словам ближневосточных аналитиков, Тегеран, похоже, не хочет.
Израильский удар, нанесенный в понедельник, в результате которого погибли два иранских генерала и пять военных советников в посольском комплексе Ирана в Дамаске, произошел в тот момент, когда Израиль интенсифицирует многолетнюю кампанию против Ирана и поддерживаемых им вооруженных группировок. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи поклялся отомстить.
У Тегерана есть варианты. Он может направить удары своих прокси против американских войск, может использовать их для прямого удара по Израилю или он может активизировать свою ядерную программу, которую США и их союзники уже давно пытаются обуздать.
Говоря на условиях анонимности, американские чиновники заявили, что внимательно следят за тем, будут ли, как и в прошлом, поддерживаемые Ираном прокси атаковать американские войска, базирующиеся в Ираке и Сирии, после израильского удара в понедельник. Такие иранские атаки прекратились в феврале, после того как Вашингтон в ответ на убийство трех американских военнослужащих в Иордании нанес десятки авиаударов по целям в Сирии и Ираке, связанным с Корпусом стражей революции Ирана и поддерживаемыми им ополченцами.
Американские официальные лица заявили, что пока не получали разведданных о том, что поддерживаемые Ираном группировки собираются напасть на американские войска после израильскогое нападения в понедельник, в результате которого, по данным иранских СМИ, погибли члены КСИР, в том числе бригадный генерал Мохаммад Реза Захеди.
Во вторник Соединенные Штаты резко предостерегли Тегеран от нападения на свои войска.
«Мы без колебаний будем защищать наш персонал. Мы повторяем наши предыдущие предупреждения Ирану и его сторонникам - не используйте ситуацию... для возобновления атак на американский персонал», - заявил заместитель посла США в ООН Роберт Вуд.
Как избежать тотальной войны?
По словам одного из источников, внимательно следящего за развитием событий и говорившего на условиях анонимности, Иран столкнулся с проблемой, когда он хочет ответить, чтобы сдержать дальнейшие подобные удары Израиля, но при этом избежать тотальной войны.
«Они столкнулись с реальной дилеммой: если они ответят, то могут вызвать конфронтацию, чего они явно не хотят», - сказал он. «Они пытаются регулировать свои действия таким образом, чтобы показать, что они реагируют, но не идут на
эскалацию».
«Если они не ответят в этом случае, это будет сигналом, что их сдерживание - это бумажный тигр», - добавил он, сказав, что Иран может атаковать сам Израиль, израильские посольства или еврейские объекты за рубежом.
Американский чиновник сказал, что, учитывая значимость израильского удара, Иран может быть вынужден ответить атакой на израильские интересы, а не на американские войска.
Эллиотт Абрамс, эксперт по Ближнему Востоку из американского аналитического центра Council on Foreign Relations, также считает, что Иран не хочет тотальной войны с Израилем, но может нанести удар по израильским интересам.
Я думаю, что Иран сейчас не хочет большой войны между Израилем и «Хезболлой», поэтому любой ответ не будет выражаться в крупных действиях «Хезболлы», - сказал Абрамс, имея в виду ливанскую группировку, считающуюся самым мощным военным прокси Тегерана. «У них есть много других способов ответить... например, попытаться взорвать израильское посольство», - добавил он.
Иран также может ответить ускорением своей ядерной программы, которую Тегеран активизировал после того, как бывший президент США Дональд Трамп в 2018 году отказался от ядерной сделки с Тегераном, заключенной в 2015 году, - сделки, призванной сдерживать иранскую ядерную программу в обмен на экономические выгоды.
Но два наиболее драматичных шага - повышение чистоты обогащенного урана до 90%, что уже считается оружейным уровнем, или возобновление работ по созданию настоящего ядерного оружия - могут ведь привести и к обратному результату, т.е. повлечь за собой удары Израиля или США.
«Любой из этих шагов будет расценен Израилем и США как решение о приобретении бомбы. Так что... они действительно идут на большой риск. Готовы ли они к этому? Я бы так не думал», - сказал источник, который внимательно следит за этим вопросом.
Джон Альтерман, директор ближневосточной программы в вашингтонском аналитическом центре CSIS, сказал, что не ожидает масштабного ответа Ирана на нападение на его посольство в Дамаске.