Турки больше не верят в лиру
На стамбульском Гранд Базаре растет спрос на золото и доллары. На фоне ослабления лиры турки вкладывают деньги в иностранную валюту, ювелирные изделия и другие активы.
На стамбульском Гранд Базаре растет спрос на золото и доллары. На фоне ослабления лиры турки вкладывают деньги в иностранную валюту, ювелирные изделия и другие активы.
В глубине каменного коридора 560-летнего Гранд Базара Стамбула скопление торговцев, продающих золото и доллары.Они пробираются по переулкам, бормоча в телефонные трубки. Напряжение нарастает по мере роста спроса. Из толпы раздается крик: "У меня все готово!".
Турки вливают деньги в иностранную валюту, золото, криптовалюту, ювелирные изделия и другие активы, которые, по их мнению, являются более надежными, чем турецкая лира, потерявшая за последние пять лет более 80% своей стоимости.
"Здесь царит атмосфера паники, - говорит 39-летний Мустафа Демирай, валютный трейдер, стоящий на краю толпы и сжимающий в руках два телефона. - Люди думают, что цена [на доллары] вырастет, поэтому сейчас спрос выше".
По мнению экономистов, обвал лиры - это результат эпохи экономической бесхозяйственности президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В последние годы турецкий лидер оказывал давление на центральный банк, вынуждая его снижать процентные ставки, несмотря на высокий уровень инфляции в стране, что является противоположным обычным действиям центральных банков.
Эрдоган пытается скорректировать свой курс после победы на выборах в мае, на которых его оппоненты нападали на него из-за падения покупательной способности турок. В результате его финансовой политики многие люди сократили потребление мяса, рыбы и даже овощей.
По мнению аналитиков, недавно назначенный управляющий центральным банком Хафизе Гайе Эркан и министр финансов Мехмет Шимшек повышают процентные ставки, но они делают это слишком медленно, чтобы взять инфляцию под контроль.
Турецкая лира продолжала падать после июльского заседания центрального банка, на котором было принято решение о повышении процентных ставок всего на 2,5 процентных пункта, что замедлило темпы повышения ставок и оказало дополнительное давление на лиру. Это решение разочаровало некоторых экономистов и инвесторов, которые надеялись, что Шимшек и Эркан будут более агрессивно бороться с инфляцией.
Эркан 27 июля повысила прогноз банка по инфляции на конец года до 58% с 22,3%, предсказав при этом, что рост цен в следующем году замедлится. По мнению аналитиков, пересмотр прогноза в сторону повышения означал признание того, что нынешняя позиция банка вряд ли позволит сдержать инфляцию, которая находится на уровне 38%.
Эркан заявила, что банк будет повышать ставки и дальше, а также будет применять комплексный подход к борьбе с инфляцией, включая использование других инструментов политики, таких как количественное ужесточение.
"Мы - страна, которая любит золото как финансовый инструмент", - говорит владелец магазина Эркан Донер.
Мехмет Акиф Туркер, торговец золотом, говорит, что, хотя спрос на золото высок, нестабильность экономики плохо сказывается на его бизнесе.
Инвесторы и аналитики опасаются, что Эркан и Шимшек не имеют реального мандата от Эрдогана на то, чтобы сделать все необходимое для стабилизации турецкой экономики. Эркан ответила на эти вопросы 27 июля.
"Центральный банк Турецкой Республики является независимым учреждением, - заявила она. - Мы продолжим повышение процентных ставок наряду с количественным ужесточением и выборочным ужесточением кредитного режима, поскольку этого требует текущая ситуация".
Экономические потрясения в Турции оказывают давление на торговцев на базаре, которые играют центральную роль в экономике страны с тех пор, как во времена Османской империи, более пяти веков назад, был построен огромный крытый рынок. Мелкие и средние магазины на базаре являются частью разветвленной глобальной сети предприятий и банков, торгующих золотом и валютой.
Мехмет Акиф Туркер, 44-летний торговец золотом, сидит в своем офисе на Базаре , перед ним на столе лежат телефон и два сляба золота. Высокий спрос на золото должен быть полезен для его бизнеса, объяснил он, но неспокойная ситуация в турецкой экономике не способствует этому.
Торговцы вынуждены бороться со сложной сетью правил, введенных правительством в последние годы для того, - введенной для того, чтобы напугать иностранную валюту и не дать стране скатиться к неплатежеспособности. В их число входит правило, которое заставляет такие компании, как Turker's, конвертировать 40% своей валютной выручки в лиры, говорят трейдеры.
"В целом, в нашей сфере деятельности кризис приносит деньги, - говорит Тюркер. - Но когда доллар так сильно колеблется и рынок так нестабилен, это может принести нам прибыль, а может принести убытки. Мы измучены".
Несмотря на усилия правительства по выводу золота и других активов из "под матрасов" граждан страны в финансовую систему, турки продолжают вкладывать деньги в драгоценные металлы, говорят трейдеры. По оценкам отраслевых групп, в частном владении турецких граждан находится золота на сумму от 200 до 300 млрд. долл.
"Мы - страна, которая любит золото как финансовый инструмент, - говорит 39-летний Эркан Донер, владелец магазина, торгующего золотыми монетами и ювелирными изделиями. - Чтобы не дать своим деньгам растаять в случае инфляции, люди стараются использовать свои золотые инвестиции, постоянно покупая и продавая золото".
По словам продавцов, нестабильность в экономике - не единственный фактор, способствующий продажам золота. По словам 54-летнего Метина Кокатепе, продавца из другого ювелирного магазина, пандемия также способствовала росту бизнеса.
"После короны менталитет людей изменился. Они стали более спокойно относиться к покупкам. Они говорят: "Может быть, завтра я умру, так что сегодня куплю что-нибудь хорошее".