Турецкая стратегия этнических чисток в Сирии использует израильско-арабские НПО

21 июня 2021 года в деревне Шейх Хурез на северо-западе Сирии, недалеко от турецкой границы, была торжественно открыта недавно построенная мечеть.

Шейх Хурез расположен в той части Сирии, которая находится под номинальным управлением связанного с оппозицией Временного правительства Сирии. На практике, с тех пор как в результате операции турецких вооруженных сил «Оливковая ветвь» 2018 года был оккупирован Африн, этот район де-факто находится под властью Анкары и связанных с ней боевиков. Последние организованы в рамках обученной и финансируемой Турцией Сирийской национальной армии.

Открытие небольшой мечети в отдаленном уголке северо-западной Сирии шесть месяцев назад, в общем-то, можно считать ничем не примечательным событием. Однако новый молитвенный дом в Шейх Хурезе примечателен одной деталью – а именно, особенностями организации, которая спонсировала строительство мечети и чей логотип красуется на входе.

Организация, о которой идет речь, называется «Джамиа'ат аль аиш би'Карама», или Ассоциация «Жизнь с достоинством». Эта организация базируется не в Сирии, а в городе Тира в центральной части Израиля. В прошлом году она получила определенную известность благодаря поддержке, которую она оказала арабским жителям Иерусалима, протестующим из-за запланированных выселений в Шейх-Джаррах (район Иерусалима, откуда израильский режим выселял арабские семьи, – прим.). Она связана с другими организациями, придерживающимися суннитских исламистских взглядов, такими, как «Братья-мусульмане» (запрещены в РФ) и с правительством Турции.

Так что же делает благотворительная организация из Тиры, которая, по всей видимости, занимается палестинским делом, строя мечети на севере Сирии?

Чтобы понять это, необходимо сначала вспомнить события начала 2018 года. В то время сирийские суннитские исламистские ополчения, поддерживаемые Турцией, вошли в район Африна. Около 300 000 человек, в основном курды, стали беженцами после разрушения кантона Африн. Большинство из них затем добрались до контролируемого курдами северо-востока Сирии. Многие из них по-прежнему находятся в лагерях беженцев на этой территории.

С тех пор Турция занимается широкомасштабным переселением в Африн сирийских беженцев из числа арабов-суннитов, ранее проживавших в Турции. Турция утверждает, что с 2018 года 330 000 сирийцев были переселены в районы Африна и другие части северной Сирии, завоеванные Турцией в ходе более ранних операций.

Большинство этих семей – выходцы из районов Сирии, где большинство населения составляют арабы-сунниты, – районов, которые во время гражданской войны перешли под контроль анти-асадовских боевиков, а затем были вновь захвачены режимом Асада, как, например, сельская местность Дамаска, провинции Хомс и Хама, а также южный Идлиб.

В Африн также было переселено значительное число палестинских семей, пострадавших от войны. Согласно сообщению, опубликованному 28 января на сайте «Рохани» (новостной ресурс, связанный с курдскими властями на северо-востоке Сирии), 1535 палестинских семей были переселены в район Африна. Эти семьи являются выходцами из лагеря беженцев Ярмук, Хан аль-Шейха и других районов к югу от Дамаска.

На странице организации «Жизнь с достоинством» в Facebook указано, что организация не ставит во главу угла интересы именно этих палестинских перемещенных лиц, которые были переселены в Африн.

Скорее, организация является участником возглавляемых Турцией усилий по созданию нового арабского населения суннитского толка вдоль границы между Сирией и Турцией. Мечеть в Шейх Хурезе – это маленькая деталь в более масштабной стратегии преобразований, поддерживаемой Анкарой и осуществляемой под эгидой исламистской Сирийской национальной армии. Цель состоит в том, чтобы окончательно изменить демографическую и культурную идентичность традиционно светского и многонационального Африна.

Оставшееся не суннитское/не арабское население Африна, чьи общины являются объектом этих усилий, одни из самых угнетенных и бедных в Сирии. Например, организация «Жизнь с достоинством» также финансировала строительство жилого комплекса для арабских беженцев под названием «Басма», который расположен к югу от езидской деревни Шадира, в 15 км от сирийско-турецкой границы. Уже завершенный жилищный комплекс состоит из восьми блоков, всего 96 квартир. Площадь каждой квартиры составляет 50 квадратных метров. Для новой деревни также были построены мечеть, школа и медицинский центр. Около 500 сирийских арабских беженцев уже получили жилье. Комплекс был построен на земле Зиада Хабиба, жителя Шадиры, который утверждает, что его заставили продать участок.

По данным курдских источников, власти этого района в настоящее время заставляют оставшихся в деревне езидов получать обязательное исламское образование, и езидов также обязывают произносить шахаду (декларацию исламской веры). Шесть подобных деревень строятся вдоль сирийско-турецкой границы. Конкретной целью является создание лояльного арабского населения суннитского толка вдоль границы, что является частью происходящих демографических преобразований.

Езиды являются субэтносом курдов немусульманское население северной Сирии и северного Ирака, подверглись геноциду со стороны организации «Исламское государство» (запрещено в РФ) в 2014-19 годах. Некоторые жители региона считают их «дьяволопоклонниками», и езиды остаются жертвами широко распространенных предрассудков.

По данным региональных СМИ, «Жизнь с достоинством» также принимала участие в захвате земли у сирийских курдов в районе Таль Тавиль и финансировала строительство мечетей в Таль Тавиль и деревне Икидам; все это в рамках более масштабного проекта преобразований, описанного выше.

На своей странице в Facebook организация «Жизнь с достоинством» просит пожертвования на свои жилищные проекты в Сирии, которые она называет планом «Благородное жилье». В рекламе этого проекта указаны реквизиты счета в израильском банке «Хапоалим», на который можно перечислить пожертвования, а также информация о том, что стоимость строительства одной единицы жилья составляет 16 000 шекелей.

На странице организации в Facebook отмечается, что она собирает деньги на эти цели в ряде израильско-арабских («48 палестинских») общин, включая Калансуву, Умм-эль-Фахм, Джалюлю и Тиру.

Эта израильско-арабско-палестинская благотворительная организация является компонентом в более крупном архипелаге исламских организаций, участвующих в проекте переселения арабских беженцев в Африн. К ним относится организация «Айад аль-Байда» («Белые руки»), с которой «Жизнь с достоинством» тесно сотрудничает. Эта группа, созданная в 2013 году, согласно информации на ее сайте, в свою очередь сотрудничает с благотворительными и неправительственными организациями из стран Персидского залива, связанными с «Братьями-мусульманами» (запрещены в РФ, – прим.), включая базирующиеся в Кувейте «Рахма Интернэшнл» и «Закат Хаус», а также базирующуюся в Катаре «Катар аль-Хайрия».

Сирийский режим и различные антиэрдогановские издания опубликовали ряд статей об этом процессе этнического перемещения и демографической трансформации. Сирийский комментатор Хайям аль-Зоуби, написавший о происходящем на арабоязычном сайте Rai al-Youm в июне 2021 года, утверждал, что переселение арабских беженцев в Африн является частью «турецкого сионистского заговора по депортации палестинцев путем их переселения с оккупированной территории 1948 года на север Сирии, чтобы поселиться за счет сирийцев, езидов и не езидов, для реализации своей программы по уничтожению Сирии».

Курдскоязычный аккаунт в Твиттере, поддерживающий РПК, предположил, что правительство Израиля «одобрило» финансовые взносы израильско-арабских благотворительных организаций на этот проект.

Статья на арабском языке на сайте Ronahi сетует на то, что участие палестинцев в деятельности Эрдогана и «Братьев-мусульман» «противоречит сути их справедливого дела».

Тем не менее, здесь прослеживается более глубокая последовательность. В деятельности исламистов в Сирии и далее на юге есть один существенный компонент – а именно, мнение, что только арабские и только мусульманские общины присутствуют на соответствующей территории по праву и имеют для этого моральные основания. Считается, что они и только они имеют право на достойную жизнь. Тактика может различаться в зависимости от соотношения сил на местах. Однако эта основная точка зрения представляется общей для обоих географических контекстов.