Турецкая лира упала до рекордно низкого уровня
Своим полуночным указом президент Реджеп Тайип Эрдоган избавил центральный банк от ключевых чиновников, которые выступали против его призывов к снижению процентных ставок.
Своим полуночным указом президент Реджеп Тайип Эрдоган избавил центральный банк от ключевых чиновников, которые выступали против его призывов к снижению процентных ставок.
Утром в четверг после полуночного президентского указа об увольнении трех высокопоставленных чиновников центрального банка в преддверии ключевого заседания по денежно-кредитной политике, турецкая валюта достигла самого низкого за всю историю курса – 9,19 по отношению к доллару США.
Увольнения были истолкованы как средство устранения оппозиции перед заседанием Комитета по монетарной политике (MPC) банка, запланированным на 21 октября, где на повестке дня скорее всего будет стоять вопрос о дальнейшем снижении ставок, чего упорно требует президент Реджеп Тайип Эрдоган. В августе Эрдоган заявил, что процентные ставки будут снижены осенью, настаивая на том, что снижение процентных ставок будет способствовать борьбе с инфляцией.
В условиях, когда годовой уровень инфляции перевалил за 20%, а общественность возмущена высокой стоимостью продуктов питания и жилья, Эрдоган придерживается мнения, что снижение процентных ставок будет стимулировать экономику, а также увеличит кредитование и экспорт. По мнению многих экспертов, снижение ставок не стоит тех потрясений, которые оно вызывает, прежде всего ослаблением лиры. Тем не менее 23 сентября центральный банк и его новый управляющий Сахап Кавчоглу, бывший член партии и четвертый управляющий центрального банка за два года, пошли на поклон к президенту, снизив учетную ставку банка на 100 базисных пунктов до 18%.
«После снижения ставки на 100 базисных пунктов на заседании 23 сентября мы можем исключить дальнейшее снижение ставки на одну-две сотни базисных пунктов на предстоящем заседании, – сказал Угур Гюрзес, экономист, начинавший свою карьеру в центральном банке. – То, что произошло, говорит о том, что центральный банк стал чрезвычайно политизированным местом. Кавчоглу, который пришел на этот пост с миссией снижения процентных ставок, явно столкнулся с противодействием своих коллег. Он захотел расчистить себе дорогу и обратился к президенту с просьбой о перестановках».
Инсайдеры в Анкаре говорят, что двое из уволенных, Угур Намик Кючук и профессор Абдулла Явас, выступали против снижения базовой процентной ставки центрального банка – решения, которое привело к падению курса турецкой лиры на 1,5% по отношению к доллару. Кючук, экономист, получивший образование в Риме, считался палочкой-выручалочкой для международных инвесторов. По сообщениям, он был единственным из семи членов MPC, кто проголосовал против этого решения. Банкир из Анкары, попросивший об анонимности, сказал, что разногласия между двумя мужчинами выходят за рамки процентных ставок. Кючук, ключевая фигура в период правления «ястребиного» предшественника Кавчоглу – Наджи Агбала, выступал против Кавчоглу по ряду вопросов, начиная от внутренних назначений и заканчивая продажей валютных резервов банка.
Явас, ученый из США, который долгое время был членом MPC и которого банкир из Анкары назвал «памятью комитета», отсутствовал на сентябрьском заседании, заявив, что заболел COVID-19 в США, где он живет и преподает.
Третьим лицом, отстраненным от должности указом Эрдогана, стал Семих Тумен, который был назначен заместителем руководителя ЦБ в мае. Тумен ранее занимал должность генерального директора по экономическим исследованиям в центральном банке с 2016 по 2018 годы, а также был советником отдела кадров при президенте Турции. В начале этого месяца Financial Times и другие международные СМИ указывали на Тумена как на возможного преемника Кавчоглу.
После неожиданных – и необъяснимых – увольнений, которые еще больше подорвали доверие к центральному банку Турции, курс турецкой лиры упал до 9,19 по отношению к доллару в четверг утром. На турецких рынках она закончила день на отметке 9,17.
Постановление, принятое в среду поздно вечером, стало последней каплей в неспокойной неделе для турецкой лиры, которая за 2021 год подешевела на 19%. Хрупкая валюта достигла отметки 8,93 8 октября из-за опасений по поводу надежности монетарной политики и после того, как агентство Reuters сообщило, что Эрдоган потерял доверие к Кавчоглу, бывшему депутату Партии справедливости и развития от Байбурта, который сменил трех других, быстро нанятых и уволенных президентом руководителей ЦБ с середины 2019 года.
В статье со ссылкой на три неназванных источника говорилось, что Эрдоган был возмущен тем, что руководитель ЦБ не провел снижение ставки раньше. Инсайдеры в Анкаре предположили, что президент хотел более существенного снижения ставки. Спикер Эрдогана Фахреттин Алтун опроверг заявления об увольнении Кавчоглу в очень резких выражениях, что помогло лире немного восстановиться.
Но ни горячее опровержение Алтуна, ни громкое выступление Кавчоглу на встрече с парламентской комиссией по финансам и денежно-кредитной политике не остановили слухи о том, что руководитель ЦБ может быть уже на пути к отставке, и не остановили дальнейшее падение лиры.
Лира начала неделю с нового рекордно низкого уровня 8,9750 по отношению к доллару и продолжила свое падение в среду, увеличив потери почти до 5% по отношению к доллару с момента снижения ставки 23 сентября.
Чтобы положить конец слухам об увольнении Кавчоглу, Эрдоган и руководитель ЦБ мрачно позировали перед камерами в среду вечером после встречи в президентском дворце.
Хотя никаких подробностей их переговоров не было, кроме заявления о том, что они были позитивными, то, что они обсуждали, стало ясно поздно вечером, когда шесть часов спустя в «Официальной газете» были опубликованы данные об увольнениях.
Согласно указу президента, Кючук будет заменен Тахой Какмаком, заместителем председателя турецкого банковского контрольного органа BDDK. Юсуф Туна, профессор и бывший член правления BDDK, заменит Яваса в комитете по денежно-кредитной политике.
«Можно с уверенностью предположить, что они поддержат политику Эрдогана и Кавчоглу по снижению ставок», – сказал Гюрзес.
Увольнения вызвали критику со стороны оппозиционных партий. Председатель Партии демократии и прогресса (DEVA) Али Бабаджан, возглавлявший экономику Турции в 2001-2015 годах, за исключением двух лет, когда он занимал пост министра иностранных дел, заявил, что Эрдоган зашел слишком далеко с его постоянными перестановками в центральном банке. «Учреждение, независимость которого имеет ключевое значение для экономики, превратилось в игрушку в руках одного человека, – написал он в Твиттере. – Прекратите все эти приходы и уходы. Просто назначьте себя во главе центрального банка, как вы это сделали с Фондом национального благосостояния». (Именно Али Бабаджан является автором турецкого экономического чуда начала XXI века. – Прим.)
Гюрсель Текин, заместитель председателя оппозиционной Республиканской народной партии (РНП), заявил, что ошибочная денежно-кредитная политика правительства привела к ослаблению лиры. «А теперь правительство пытается представить обменные пункты как виновника роста курса доллара по отношению к лире», – написал он в Твиттере.
Речь идет о новом постановлении, согласно которому обменные пункты будут обязаны записывать номера турецких удостоверений личности или паспортов своих клиентов. Обменные пункты также будут записывать соответствующую операцию, ее дату/час и сумму обмена. Этот шаг был предпринят в связи с тем, что турки покупают иностранную валюту в условиях ослабления национальной валюты и роста инфляции. Турецкое казначейство заявило, что этот шаг не имеет никакого отношения к обменным курсам, а просто направлен на контроль и прекращение нерегулярных транзакций.