Турецкая лира падает
Турция ослабила свою давнюю борьбу за поддержание стоимости лиры, в результате чего курс валюты рухнул. Это было самое большое падение более чем за год.
Турция ослабила свою давнюю борьбу за поддержание стоимости лиры, в результате чего курс валюты рухнул. Это было самое большое падение более чем за год.
Валюта в среду упала на 6,9 процента до рекордно низкого уровня в 23,17 по отношению к доллару США - почти на 10 процентов с момента назначения Мехмета Шимшека министром финансов в эти выходные.
Лира не заканчивала день таким сильным падением с декабря 2021 года, как показывают данные Refinitiv.
В комментариях, опубликованных в Twitter в среду после приведения к присяге, Шимшек заявил, что его «непосредственным приоритетом» является «укрепление нашей команды и разработка надежной программы», хотя он предупредил, что «не существует коротких путей или быстрых решений».
Бывший заместитель премьер-министра, который пользуется хорошей репутацией у иностранных инвесторов, пообещал восстановить «рациональную» экономическую политику в Турции после нескольких лет снижения процентных ставок и нетрадиционных мер для поддержания курса валюты.
«Этот обменный курс ... был сильно подавлен альтернативными финансовыми [мерами] до выборов, - сказал Энвер Эркан, главный экономист брокерской компании Dinamik Yatırım Menkul - Новый период принесет более либеральный подход в этом вопросе и создаст ситуацию, которая позволит лире приблизиться к ее (лиры — прим.) реальной стоимости».
Падение на этой неделе подчеркивает, что инвесторы все больше ожидают перехода к более ортодоксальным мерам финансового регулирования после победы Эрдогана на выборах в прошлом месяце.
Некоторые аналитики также ожидают, что новый глава центрального банка будет назначен для того, чтобы обеспечить более ортодоксальный экономический подход.
Темпы снижения курса лиры оказались стремительными: Goldman Sachs заявил в выходные, что ожидает падения курса лиры до 23 против доллара в течение следующих трех месяцев, но в итоге этот прогноз сбылся в считанные дни.
В среду один крупный банк, занимающийся валютными операциями, сообщил клиентам, что турецкие государственные банки, похоже, не вмешиваются в работу рынка (по словам человека, знакомого с этим вопросом). Руководитель одного из западных банков отметил ту же тенденцию. Покупки лиры государственными банками были важным инструментом поддержки турецкой валюты в последние годы.
Один из руководителей турецкого банка, попросивший не называть его имени, описал события среды как «намеренную девальвацию», в отличие от полного ослабления контроля. Валютные аналитики в целом говорят, что лира переоценена по отношению к экономическому положению Турции, даже после того, как произошло падения более чем на 60 процентов по отношению к доллару за последние два года.
Эрдоган [многие годы] настаивал на значительном снижении процентных ставок, при этом основная ставка снизилась с 19 процентов в марте 2021 года до 8,5 процентов в среду, несмотря на высокую инфляцию. Это привело к тому, что скорректированные с учетом инфляции ставки глубоко ушли в минус.
«Учитывая такое давление на лиру, мы считаем, что вопрос заключается не в том, ослабнет ли турецкая валюта, а в том, когда валюта значительно ослабнет. Сегодня вероятность более крупной единовременной корректировки возросла». Голдман заявил это в записке для клиентов, прогнозируя падение до 28 против доллара в следующем году.
Центральный банк сжег около $24 млрд валютных резервов только в этом году, частично пытаясь поднять курс лиры. Резервы также использовались, по мнению экономистов, для финансирования большого дефицита текущего счета, который сам по себе увеличился из-за того, что лира, которая, по мнению многих экспортеров, слишком сильна, чтобы быть конкурентоспособной.
Мурат Гюлькан, исполнительный директор стамбульской компании OMG Capital Advisors, сказал, что «ситуация с валютой начинает обретать смысл», учитывая, что инфляция была «на высоком уровне».
Несмотря на резкое падение курса лиры, другие показатели указывают на облегчение среди инвесторов в связи с предложенным изменением политики. Долларовые облигации Турции выросли в цене, а стоимость защиты от дефолта заметно снизилась.
Фондовый рынок страны также вырос, а базовый индекс Bist100 вырос на 3,2 процента в среду, доведя свой рост за неделю почти до 9 процентов.