Турецкая лира остается волатильной

Годовая инфляция в Турции неожиданно снизилась до 16,59% в мае, но эта новость не укрепила национальную валюту.

Инфляция в Турции выросла до 25% в октябре по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, что является самым высоким годовым показателем за более чем 15 лет. Это показала официальная статистика в понедельник. Цены в Турции резко выросли в последние месяцы, когда лира оказалась под давлением, что вызвало опасения по поводу долгосрочного экономического здоровья страны.

Несмотря на семимесячную тенденцию устойчивого роста, годовой уровень инфляции в Турции немного снизился в мае, застав экспертов врасплох после того, как многие прогнозировали рост инфляции в течение месяца.

Согласно данным, опубликованным в четверг, инфляция в стране в годовом исчислении снизилась до 16,59% по сравнению с 17,14% в апреле. Неожиданные новости вызвали опасения, что политики могут поддаться давлению со стороны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и досрочно снизить ключевые процентные ставки. Эти опасения привели к тому, что лира упала более чем на 1% в течение дня, торгуясь на уровне 8,71 за доллар США в 4 часа дня по стамбульскому времени.

Первоначальная реакция на общенациональную блокировку, направленную на то, чтобы остановить распространение COVID-19 в первой половине мая, могла ограничить рост потребительских цен, хотя аналитики рынка заявили, что падение может быть разовым событием на фоне большего экономического шума, вызванного пандемией.

«Инфляция сейчас неизбежно будет волатильной, и основное давление по-прежнему указывает на продолжение высокой инфляции в будущем, – сказал Эрик Мейерссон, старший экономист шведского банка Handelsbanken, в интервью Al-Monitor. – Темпы инфляции в сфере услуг все еще находятся на рекордном уровне. Инфляционные ожидания вряд ли восстановятся в краткосрочной перспективе, что означает, что обменный курс, а также инфляция останутся волатильными».

Турецкие официальные лица ослабили некоторые меры по борьбе с COVID-19 в начале этой недели, вновь открыв рестораны и кафе для ограниченного питания в помещении после того, как в прошлом месяце число зарегистрированных ежедневных случаев резко сократилось. В связи с тем, что в этом месяце граждане Турции снова вышли на улицу, некоторые аналитики заявили, что инфляция может вернуться к недавним тенденциям роста.

Тимоти Эш, аналитик BlueBay Asset Management, также отметил растущий разрыв между национальным индексом потребительских цен и индексом цен производителей, который вырос до 38,33% в годовом исчислении в мае по сравнению с 35,17% в апреле. Он заявил, что давление на цены производителей в конечном итоге будет передано покупателям. (Индекс цен производителей PPI (Producer Price Index) – это показатель среднего уровня изменения цен на сырьё, материалы и товары промежуточного потребления за определенный период времени. – Прим.)

«То, как рынки интерпретируют данные, на самом деле вызывает некоторое недоверие, потому что все указывает на то, что инфляция должна расти», – сказал Эш в интервью «Аль-Монитор».

Эта новость появилась после того, как во вторник Эрдоган повторил призывы к центральному банку Турции снизить основную процентную ставку, что подорвало доверие инвесторов и привело к снижению лиры на 3% в среду до рекордных 8,8 по отношению к доллару США.

«Крайне важно, чтобы мы снизили процентные ставки», – сказал Эрдоган во вторник в интервью государственной компании TRT, предположив, что снижение ставки может быть уместным в июле или августе.

Глава Центрального банка Сахап Кавчиоглу попытался успокоить опасения рынка в среду по поводу преждевременного смягчения денежной политики, заявив турецким СМИ, что такие ожидания «не основаны на справедливых рассуждениях». Он сказал, что комитет по денежно-кредитной политике банка будет по-прежнему сосредоточен на снижении потребительских цен, добавив, что основная процентная ставка останется выше годового уровня инфляции в ближайшие месяцы.

Ранее Кавчиоглу заявил, что инфляция достигнет пика в апреле, прогнозируя, что потребительские цены претерпят значительную тенденцию к снижению в третьем и четвертом кварталах: «Мы ожидаем сильной тенденции к росту экспорта, значительного снижения импорта золота и замедления розничных кредитов, чтобы поддержать улучшение внешнего баланса».

Основная процентная ставка Турции составила 19% с марта, когда бывший глава центрального банка Наси Агбал повысил ставку на 200 базисных пунктов на обещаниях ужесточить денежно-кредитную политику для снижения инфляции. Несколько дней спустя Агбал был заменен Кавчиоглу. Это привело к тому, что многие международные инвесторы отшатнулись от турецких рынков, в результате чего лира упала на 16% по отношению к доллару США с конца марта.

Как и Эрдоган, Кавчиоглу критиковал высокие процентные ставки, и многие аналитики ожидали, что он снизит их. Хотя до сих пор он сохранял ставки стабильными на первых двух политических встречах руководства ЦБ. Тем не менее некоторые считают, что данные по инфляции в четверг и заявления Эрдогана во вторник могут усилить давление на Кавчиоглу, чтобы он действовал в сторону снижения процентных ставок.

«Снижение ставок в течение лета кажется вполне вероятным, –сказал Мейерссон в интервью «Аль-Монитор». – Преждевременное снижение ставок, по мнению инвесторов, фактически стало причиной назначения Кавчиоглу. Так что на данный момент, если Эрдоган говорит, что снижение ставок произойдет в июле или августе, вероятно, именно это и случится».