Турция продлила мандат на проведение военных операций в Сирии и Ираке
Продление турецким парламентом мандата еще на два года происходит на фоне роста напряженности в отношениях между Турцией и США.
Продление турецким парламентом мандата еще на два года происходит на фоне роста напряженности в отношениях между Турцией и США.
Во вторник парламент Турции проголосовал за продление мандата, позволяющего силам безопасности страны проводить трансграничные операции в Сирии и Ираке, еще на два года.
600-местный турецкий парламент 357 голосами «за» и 164 «против» принял решение о продлении мандата, позволяющего Турции направлять войска в Сирию и на север Ирака.
Продление мандата произошло после того, как в этом месяце Турция провела широкомасштабное воздушное наступление на севере Сирии, направленное против доминирующих в этом районе организаций сирийских курдов.
Правящая коалиция Эрдогана в основном проголосовала за законопроект, при этом несколько оппозиционных партий, включая националистическую «Хорошую партию» и либеральную DEVA, также заявили о своей поддержке.
В то же время оппозиционные Республиканская народная партия (РНП) и прокурдская Левая партия зеленых выступили против продления срока действия закона.
Эрдоган попросил продлить мандат, ссылаясь на «террористические угрозы и риски для безопасности», которые «представляют все террористические организации в Ираке и Сирии». В соответствии с мандатом, который впервые вступил в силу в 2014 г. и неоднократно продлевался, Турция провела несколько наземных операций в Сирии и Ираке, направленных против курдов.
Продление мандата произошло после того, как Эрдоган вновь пригрозил создать буферную зону глубиной 30 км за границами Турции с Сирией и Ираком, заявив, что это – ответ на атаку на штаб-квартиру национальной полиции Турции в Анкаре 1 октября.
Турецкие силы безопасности в начале этого месяца начали широкомасштабное воздушное наступление на северные районы Сирии, удерживаемые союзными США Сирийскими демократическими силами (СДС).
СДС отрицают свою причастность к нападению на штаб национальной полиции и обвиняют Турцию в разрушении гражданских объектов в этом районе, включая электросети, станции питьевой воды и школы.
Турция обвиняет СДС в связях с Курдской рабочей партией (РПК), организацией, которая ведет борьбу за автономию Курдистана с турецкой армией. Она настаивает на том, чтобы Вашингтон разорвал союз с сирийскими курдами, которые являются главным союзником возглавляемой США международной коалиции в борьбе с «Исламским государством». СДС отрицают все турецкие обвинения.
После атаки в Анкаре министр иностранных дел Турции Хакан Фидан объявил все объекты инфраструктуры в районах, контролируемых СДС, «законными целями» и посоветовал третьим странам держаться подальше от этих целей, что стало явным предупреждением для примерно 900 американских военнослужащих, дислоцированных в регионе.
На следующий день американский F-16 сбил турецкий беспилотник-шпион, который приблизился на расстояние 500 метров к базе коалиции в северной сирийской провинции Хасака. Пентагон назвал удар по беспилотнику «достойным сожаления», а Анкара обвинила в случившемся разные технические оценки механизма деконфликтинга.
Первая подобная конфронтация между двумя союзниками по НАТО резко ухудшила отношения между Анкарой и Вашингтоном, и без того напряженные из-за задержки Анкарой заявки Швеции на вступление в НАТО.
В минувшую пятницу Эрдоган в резкой форме заявил, что действия США в Сирии представляют «чрезвычайную угрозу» для национальной безопасности Турции. «Как вы можете так поступать? – спросил Эрдоган в связи со сбитым беспилотником. – Между нами существует проблема в области безопасности».
На прошлой неделе Белый дом объявил о продлении чрезвычайного положения в Сирии, ссылаясь на действия Турции в регионе, которые «ставят под угрозу жизнь гражданского населения и еще больше подрывают мир, безопасность и стабильность».