В среду турецкие боевые беспилотники снова были в действии, когда союзник Турции, Азербайджан второй день продолжал атаки на Армению. Происходящее вызвало опасения по поводу угрозы полномасштабного конфликта между историческими врагами, – конфликта, в который могут быть вовлечены также Россия и Турция.
Турция, которая гордится тем, что является посредником между Россией и Украиной, не проявила той же беспристрастности в сложившейся ситуации. Турецкие лидеры заявили о своей поддержке Азербайджана.
«Мы считаем ситуацию, в которой мы находимся, – ситуацию, которая является результатом нарушения Арменией соглашения, достигнутого после войны, закончившейся победой Азербайджана, – неприемлемой», – заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Эрдоган имел в виду короткую и кровопролитную войну между Арменией и Азербайджаном в 2020 году, которая закончилась поражением первой. Страны дважды вступили в войну с момента обретения независимости от Советского Союза. 44-дневный конфликт 2020 года закончился в ноябре после перемирия, заключенного при посредничестве Кремля, в результате которого около 2000 российских миротворцев впервые были размещены в спорном анклаве Нагорного Карабаха.
«Это, естественно, будет иметь последствия для Армении, которая не выполнила условия соглашения и постоянно демонстрирует агрессивную позицию», – предупредил Эрдоган.
В 2020 году Турция вместе с Израилем сыграла ключевую роль в оказании помощи тюркскому Азербайджану в отвоевании огромных территорий вокруг Нагорно-Карабахского анклава, которые были оккупированы Арменией в ходе первой войны, продолжавшейся с 1991 по 1994 год. Сегодня Азербайджан опубликовал кадры, на которых видно, как турецкие беспилотники TB2 Bayraktar снова атакуют армянские цели.
Неформальный союзник Эрдогана по коалиции, Девлет Бахчели, возглавляющий ультраправую Партию националистического движения, использовал более резкие выражения. «Армянские банды усиливают свои хищнические нападения и участвуют в вероломных и кровавых провокациях. Наш дорогой Азербайджан никогда не останется в одиночестве перед армянским террористическим государством и поддерживающими его хулиганами. Поддержка Турции является абсолютной и полной», – заявил Бахчели в Твиттере.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что 105 армянских военнослужащих погибли в ходе боевых действий, в которых он обвинил Азербайджан. Выступая в парламенте Армении, Пашинян сказал, что Азербайджан захватил некоторые части армянской территории. Он сказал так же, что его страна обратилась к возглавляемой Москвой Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В регион должна была отправиться миссия ОДКБ по установлению фактов.
Армения утверждает, что Азербайджан обстреливает города и села вдоль армянской границы от Джермука на севере до Капана на юге.
Азербайджан заявил, что потерял 50 человек в первый день насилия и настаивает на том, что Армения спровоцировала нападения. Однако министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов заявил во время встречи со специальным посланником России Михаилом Швыдким, что его страна готова объявить «гуманитарное прекращение огня».
Пашинян сделал ставку на свое политическое выживание с помощью мирного соглашения с Азербайджаном, утверждая, что это поможет его крошечной стране, не имеющей выхода к морю, «стать более процветающей и менее зависимой от России». Поэтому непонятно, зачем ему провоцировать Азербайджан на новые боевые действия.
Все происходящее не сулит ничего хорошего для продолжающихся мирных переговоров между Арменией и Турцией. С января посланники Турции и Армении встречаются для обсуждения установления дипломатических отношений и восстановления сухопутных границ, которые были перекрыты Анкарой в 1993 году.
Турция использует переговоры в основном для лоббирования требований Азербайджана. Однако Пашинян продолжает держаться за эти переговоры с Турцией как за лучшую страховку от новой разрушительной войны. События последних дней поставили под обоснованное сомнение то, что всегда было шаткой предпосылкой.
«Лидеры Армении пытались прибегнуть к дипломатии, насколько это было возможно. Мы знаем, что военного решения этого конфликта не существует», – сказал Андраник Ширинян, армянский юрист и активист, координирующий проекты нью-йоркской правозащитной группы Freedom House.
«Однако вместо того, чтобы использовать свои дипломатические рычаги для прекращения войны, Турция поощряет Азербайджан в его нападениях. На карту поставлена судьба Армении как суверенной страны», – сказал Ширинян в интервью Al-Monitor.
Перемирие, заключенное в ноябре 2020 года, должно было отвести России центральную роль и, как считала Армения, обеспечить защиту от дальнейших атак Азербайджана. Но российские миротворцы не остановили атаки, и Азербайджан продолжил свои наступательные действия, несмотря на призывы президента России Владимира Путина к спокойствию.
Поскольку внимание всего мира сосредоточено на Украине, «Армения оказалась в одиночестве», – сказал Ширинян.
По сообщениям, Эрдоган обсудит кризис с Путиным, когда они встретятся в Самарканде в конце этой недели на саммите Шанхайской организации сотрудничества. Ожидается, что встреча состоится в пятницу, сообщает Reuters.
Эскалация стала неожиданностью для многих в Азербайджане. «Мы не ожидали этого, особенно после встречи двух лидеров в Брюсселе всего несколько недель назад и обещания продолжить переговоры о всеобъемлющем мирном соглашении», – сказал Заур Шириев, азербайджанский исследователь из Международной кризисной группы.
Шириев имел в виду встречу Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева, состоявшуюся 31 августа под эгидой председателя Европейского совета Шарля Мишеля. Лидеры договорились встретиться снова в ноябре для достижения всеобъемлющего мирного соглашения. Министры иностранных дел этих стран должны были встретиться в конце этого месяца, чтобы обсудить нерешенные вопросы, такие как делимитация общих границ, разблокирование транспортных коридоров и возвращение армянских военнопленных.
Шириев предположил, что план Азербайджана заключается в том, чтобы выжать из Армении уступки за столом переговоров, создавая новую ситуацию на местах. Азербайджанские СМИ полны слухов о том, что Алиев планирует создать буферную зону вдоль границы, включающую часть армянской территории. Однако, как сказал Шириев в интервью изданию Al-Monitor, он не верит, что Баку зайдет так далеко, зная, с каким международным осуждением он столкнется. Да и Россия никогда не допустит этого, утверждает он.
Эрдоган, вероятно, будет давить на Путина, чтобы тот использовал свое влияние на Армению и заставил ее уступить ряду требований Азербайджана. Баку хочет, чтобы Армения отказалась от всех претензий на Нагорный Карабах, где большинство населения составляют (в настоящее время – прим.) армяне, но который международно признан как часть Азербайджана. Он также хочет, чтобы Армения разрешила создать транспортный коридор, дающий Азербайджану неограниченный доступ в его эксклав на турецкой границе – Нахичевань, и отменила таможенный и паспортный контроль.
Армения говорит, что это может стать нарушением ее территориального суверенитета. Многие в Ереване опасаются, что истинное намерение Азербайджана состоит в том, чтобы оккупировать эти земли и тем самым фактически отрезать Иран от Армении. Турция, очевидно, поддерживает эту схему, поскольку в этом случае она получит прямой доступ к Азербайджану и далее в Центральную Азию. Обращает на себя внимание именно то, что азербайджанские атаки сосредоточены в южных районах, близких к Ирану.
«Азербайджан говорит о коридоре. Но я хочу сказать очень четко, что мы никому не собираемся давать коридор через территорию Армении, – заявил Пашинян на конференции в России 8 сентября. – Но мы откроем дорогу и готовы сделать это в любой момент. Мы также сделали эти предложения Азербайджану. Как только Азербайджан согласится, мы сможем очень быстро реализовать это соглашение».
Иран с настороженностью относится к требованиям Азербайджана. «Идея создания Зангезурского коридора, представленная и преследуемая азербайджанскими чиновниками, лишит Иран двух важных геополитических преимуществ, – говорит Хамидреза Азизи, научный сотрудник CATS в Германском институте международных отношений и безопасности, занимающийся отношениями Ирана с Турцией. – Во-первых, это до сих пор уникальное положение Ирана, обеспечивающее доступ между Нахичеванью и материковой частью Азербайджана через иранскую территорию. Во-вторых, что более важно, это сухопутная граница Ирана с Арменией».
В течение десятилетий Иран использовал зависимость Азербайджана от иранского маршрута в Нахичевань как рычаг давления на Баку, сказал Азизи в интервью Al-Monitor. Это влияние ослабло после войны 2020 года.
Однако коридор, проходящий вдоль нынешней ирано-армянской границы, «стал бы геополитической катастрофой» для Ирана. «Я не вижу никаких реальных средств, к которым Иран мог бы прибегнуть, чтобы обратить ситуацию вспять, если это произойдет», – отметил Азизи. Тегеран в основном рассчитывал на то, что Россия выступит против планов Баку. Но поскольку Россия глубоко погрузилась в конфликт в Украине и занята, главным образом, им, «все, что Иран может сделать – и делает – это прибегнуть к комбинации дипломатических контактов с Баку и в то же время продемонстрировать военную готовность. Я не жду, что Иран начнет войну с Азербайджаном из-за этого вопроса», – заключил Азизи.