Турция и Египет: нормализация и противоречия

Турция и Египет объявили во вторник о полной нормализации отношений. Однако проблемы между странами сохраняются.

В отдельных одновременных заявлениях оба государства сообщили, что они решили восстановить присутствие своих послов в столицах стран и полностью восстановить связи на высшем дипломатическом уровне. Турция назначила Салиха Мутлу Сена своим послом в Каире, а Египет назначил Амра Эльхамами своим послом в Анкаре. Об этом говорится в совместных заявлениях.

Выступая на совместной пресс-конференции со своим иорданским коллегой Айманом Сафади, новый министр иностранных дел Турции Хакан Фидан сказал, что Турция и Египет являются двумя мощными государствами региона и что у них нет «роскоши оставаться в стороне» друг от друга. «Сейчас мы прошли важный этап усилий по нормализации отношений. Отныне наши отношения будут продолжать стремительно развиваться в политической, экономической и других областях», – сообщил он.

Две страны разорвали дипломатические отношения после переворота 2013 года, в результате которого в Египте было свергнуто возглавляемое «Братьями-мусульманами» (исламистская организация, запрещенная в России – прим.) правительство покойного президента Мохаммеда Мурси. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган стал одним из главных международных сторонников демонстраций исламистов, выступавших против переворота, а его страна превратилась в убежище для членов «Братьев-мусульман», находящихся в изгнании.

В рамках своей региональной программы по исправлению ситуации, начатой еще в 2021 году, Турция протянула несколько оливковых ветвей своим бывшим региональным соперникам, а именно Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам, Израилю и Египту.

Коммуникация между Каиром и Анкарой ограничивалась контактами на техническом уровне, за исключением краткой встречи между Эрдоганом и его египетским коллегой Абделем Фаттахом аль-Сиси в конце прошлого года на полях Чемпионата мира по футболу в Катаре, до землетрясения 6 февраля, в результате которого в Турции погибло более 50 000 человек.

После первого телефонного разговора между Эрдоганом и Сиси в рамках дипломатии после катастрофы, Шукри нанес визит солидарности в зону землетрясения в Турции в конце февраля, встретившись с главой турецкого МИД. Тогдашний министр иностранных дел Турции, Мевлют Чавушоглу, стал первым руководителем турецкого МИД, посетившим Каир с 2012 года. На прошлой неделе Шукри снова посетил Турцию, но даже во время этого визита два главных дипломата обеих стран не стали объявлять о полном восстановлении отношений. Лишь во вторник соглашение было достигнуто.

Хотя Турции удалось улучшить отношения с четырьмя ближневосточными державами, включая полную нормализацию отношений с Израилем, Египет долгое время тянул с нормализацией отношений со своим восточносредиземноморским соседом, в основном из-за того, что Анкара упорно поддерживает «Братство».

Столицы двух стран также враждуют по поводу ливийского конфликта и того, что Каир называет «ревизионистской политикой Анкары в арабском мире», воспринимая ее как часть «неоосманских амбиций» Эрдогана в регионе.