Европа

Тойне: РПК может обратиться в немецкое министерство внутренних дел

Курдские организации провели серию мероприятий по поводу очередной годовщины запрета РПК немецким правительством. Запрет был наложен при Гельмуте Коле 26 ноября 1993 года.

Выступая на собрании по поводу запрета Рабочей партии Курдистана (РПК) в Германии, который длится уже 27 лет, представитель Германии Лукас Тойне сказал, что РПК могла бы обратиться в министерство внутренних дел Германии с просьбой о снятии запрета, чтобы начать борьбу в правовом поле.

Курдские организации провели серию мероприятий по поводу очередной годовщины запрета РПК немецким правительством. Запрет был наложен при Гельмуте Коле 26 ноября 1993 года. Несмотря на то, что большинство мероприятий пришлось отменить из-за ограничений и запретов в условия пандемии коронавируса в Германии, «Свободное общество» (Civaka Azad) организовало онлайн-встречи.

Второе собрание, на котором обсуждали историю 27-летнего запрета и криминализационную политику по отношению к курдам, прошло под знаком вопроса «Что нам делать с запретом РПК?». Представитель Германии Лукас Тойне, Ларс Хармс, глава группы Союза южно-шлезвигских избирателей (СЮИ), представляющего меньшинства севера Германии в ландтаге Шлезвиг-Гольштейна, и Моника Моррес от юридического бюро «Свобода» (Azadi) выступили на этом мероприятии, как спикеры.

Эволюция запрета связана с развитием событий в Турции

Моррес, одна их самых известных защитниц прав курдов в Германии за долгие годы, сказала: «Суровость запрета усиливалась или ослабевала в зависимости от отношения турецкого государства к курдам».

Моррес добавила, что в те годы, когда революция Рожавы гремела по всему миру, а борьба с бандами ИГИЛ* на Среднем Востоке под руководством РПК восхвалялась, случаев арестов курдов в Германии было меньше. Как бы там ни было, с началом действия концепции войны в отношении курдов со стороны турецкого государства в 2015 году началось заметное увеличение количества дел и расследований в Германии.

«Турецкое лобби за работой»

Глава группы СЮИ Ларс Хармс, борющийся за права датского и фризского меньшинств земли Шлезвиг-Гольштейн, напомнил, что его партия делала попытку подать запрос об РПК в ландтаг своей земли, но его не приняли после того, как все партии объединились и проголосовали против.

Хармс рассказал, что поначалу инициатива была успешной: «Мы добились успеха потому, что смогли внести этот вопрос в повестку, по меньшей мере, удалось сформировать общественное мнение. Почему РПК должна быть запрещена в стране, где свободны турецкие ультранационалисты? Для этого запрета нет законных оснований».

«В такое не поверят даже дети»

Ларс Хармс рассказал следующее: «К сожалению, в Германии сильное турецкое лобби, и оно работает над тем, чтобы запрет продолжал существовать. Когда я задаю вопросы в государственных учреждениях, что же сделали эти люди, мне отвечают: «Они маршировали и подняли флаг». Это просто детство, называть такие вещи терроризмом, даже ребенок в такое не поверит».

«Борьба курдов не считается легитимной самообороной»

Лукас Тойне, один из ведущих юристов, занимающийся судами по курдским вопросам, сказал: «В обвинительных заключениях по делам РПК немецкая федеральная прокуратура и федеральный суд не считают вооруженную борьбу НСС «законной самообороной». К сожалению, вооруженная борьба НСС рассматривается как «убийства и нападения», основываясь на немецком законодательстве».

Тойне считает, что РПК можно было бы обратиться в министерство внутренних дел Германии и запросить снятие запрета. Он сделал следующие предположения:

«Скорее всего, министерство отклонит запрос, тогда сначала мы обратимся в административный суд, потом – в федеральный суд. Когда не помогут внутренние правовые положения Германии, мы пойдем в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Там может быть принято интересное решение, потому что политические органы не давят там на закон так сильно, как в Германии, в этом отношении закон там независим. Более того, Европейский суд постановил, что включение РПК в список террористических организаций между 2014 и 2017 было незаконным. Возможно подтолкнуть немецкое государство в этом направлении».

* - террористическая организация, запрещена в РФ