Скоро может прекратиться торговля по Суэцкому каналу

Если бы все перевозки по Суэцкому каналу прекратились, Египет терял бы около 13 миллионов долларов ежедневно, лишившись своего основного источника валютных доходов.

В свете постоянных нападений хуситов на торговые суда, курсирующие у берегов Йемена, несколько судоходных компаний объявили в последние дни, что они приостановят движение судов через Суэцкий канал до тех пор, пока плавание в Красном море не станет безопасным.

Если эта тенденция продолжится, Египет может столкнуться с потерями валютных доходов и девальвацией своей валюты. Кроме того, если ситуация продлится достаточно долго, альтернативные торговые маршруты могут стать более посещаемыми.

С момента начала войны между Израилем и Хамасом 7 октября йеменское ополчение хуситов принимает активное участие в ней, постоянно нанося ракетные и беспилотные удары по Израилю. В рамках своих наступательных действий хуситы также атаковали несколько коммерческих судов, проходящих недалеко от берегов страны в Красном море, причем даже те суда, которые не имеют отношения к Израилю.

Последствия нападений

В результате нападений несколько крупных судоходных компаний недавно объявили о том, что они не будут пользоваться Суэцким каналом.

Нефтяной гигант BP объявил в понедельник, что прекратит транспортировку нефти через Суэцкий канал. В субботу об этом заявили MSC, крупнейшая в мире контейнерная судоходная линия, и французская судоходная группа CMA CGM. Кроме того, датская A.P. Moller-Maersk заявила об этом в пятницу, а HapagLloyd, немецкая контейнерная линия, сообщила, что может поступить аналогичным образом.

Джек Кеннеди, помощник директора и руководитель отдела страновых рисков в регионе MENA компании S&P Global Market Intelligence, сообщил The MediaLine, что общий доход Суэцкого канала в 2023 году составит 9,3 миллиарда долларов, и если все судоходные линии решат прекратить использование канала, то правительство Египта будет терять примерно 13 миллионов долларов в день.

«Главный вопрос заключается в том, что транзитные сборы являются значительным источником долларового дохода для египетского правительства», – сказал он, подчеркнув, что это один из самых острых вопросов, который предстоит решить североафриканскому государству в 2024 году, потому что от этого зависит, как Каир будет обслуживать свой обширный внешний долг.

Кеннеди добавляет, что долгосрочные последствия постоянного отсутствия безопасности для коммерческих судов в Суэцком канале могут стать толчком к созданию и постоянному использованию альтернативных транзитных маршрутов.

«Египетское правительство, вероятно, очень обеспокоено сообщениями о планах создания логистического и торгового коридора из Индии через ОАЭ, Саудовскую Аравию и Иорданию в Средиземное море через Израиль», – говорит Кеннеди. Отметив, что этот план не нов, он подчеркнул, что такой торговый маршрут, если он будет создан, неизбежно приведет к сокращению транзита через Суэцкий канал.

«Устойчивый период перебоев и риска для безопасности на подходе Красного моря к Суэцкому каналу, вероятно, сделает такие проекты более привлекательными для потенциальных государств-участников и инвесторов, если они не будут менее уязвимы к сбоям в результате ракетных атак или атак БПЛА», – продолжил он.

Кеннеди отметил, что администрация Байдена вкладывала политический капитал в этот план еще до терактов 7 октября и что заявления ХАМАС свидетельствуют о том, что срыв этого плана, являющегося одним из аспектов более широкой нормализации отношений с Израилем, был геополитическим стимулом [для предпринятой ХАМАС атаки на Израиль 7 октбяря].

Председатель Управления Суэцкого канала Египта Усама Раби заявил в воскресенье, что его страна внимательно следит за движением судов в Красном море. Заявление было сделано после того, как четыре судоходные компании объявили, что не будут пользоваться Суэцким каналом до тех пор, пока Красное море снова не станет безопасным. С тех пор, как было опубликовано это заявление, к приостановке движения судов через Суэцкий канал присоединились еще несколько судоходных компаний.

Глобальная проблема

Доктор Ноха Бакр, член консультативного совета Египетского центра стратегических исследований, предупредила, что это проблема не только Египта. По ее словам, если движение судов через Красное море и Суэцкий канал частично или полностью остановится, это окажет большое влияние на мировую торговлю.

Бакр сказала The Media Line, что такая остановка может оказать дополнительное давление на ряд мировых экономик, повлиять на глобальные цепочки поставок и топливную безопасность, поскольку Суэцкий канал является жизненно важным коридором для мировой торговли. Именно поэтому она считает, что угроза безопасности Красного моря со стороны хуситов должна быть устранена международным сообществом.

Путь из Персидского залива в Северную Европу составляет около 13 000 миль, если корабль плывет вокруг Африки, что занимает около 24 дней. Если же судно использует Суэцкий канал, то путь сокращается до 7 400 миль, что занимает около 14 дней. Такая разница в сроках доставки представляет собой огромную задержку в поставках перевозимых товаров, что может повлиять на их доступность и, соответственно, цену.

Кеннеди отметил, что, по отраслевым оценкам, на транзит через Суэцкий канал приходится около 12 % мировой торговли и 30 % мирового контейнерного трафика. «По нашим данным, поставки из Азии иПерсидского залива в Европу или на Ближний Восток по морю, которые преимущественно осуществляются через Суэцкий канал, составляют 14,8 % мировой торговли и 69 % всего импорта в Европу или на Ближний Восток из Азии и стран Персидского залива», – сказал он.

По его мнению, вполне вероятно, что египетское правительство будет координировать свои действия с Соединенными Штатами для создания более широкой морской коалиции с целью решения проблемы отсутствия безопасности в Красном море.

Что касается мотивации хуситов атаковать суда, не связанные с Израилем, Кеннеди считает, что за этим стоит геополитическая повестка дня. «Хуситы и, соответственно, их главный военный покровитель, Иран, вероятно, используют свой ударный потенциал в Красном море для дальнейшего усиления геополитического влияния в регионе и на войну Израиля в Газе», – отметил он.