Широкомасштабные нападения на армейские посты вблизи шоссе Дамаск-Дераа, ведущего к пограничному переходу Нассиб с Иорданией, также нарушили пассажирские и коммерческие перевозки на главном пункте пропуска товаров из Ливана и Сирии в Персидский залив.
Также были захвачены многочисленные армейские контрольно-пропускные пункты вокруг ключевых городов и деревень от города Нава на севере провинции до Музариба у границы с Иорданией.
Армия направила подкрепление из своей элитной четвертой дивизии, которой руководит брат президента Сирии Башара Асада Махер. Об этом сообщили высокопоставленные военные перебежчики, подтвердив утечки из армии.
Если ситуация ухудшится, это может иметь серьезные последствия для Израиля и Иордании, а также для сирийского режима и проиранских элементов
В последние дни на фоне протестов против режима Асада участились столкновения на юге Сирии, кульминацией которых стали сообщения о перестрелках и вводе танков сирийской армии в провинцию Дераа.
В четверг поступили сообщения о том, что некоторые сирийские боевики или мятежники вступили в столкновение с режимом в Тасиле, всего в пяти километрах от Голанских высот и линии прекращения огня с Израилем.
Если ситуация ухудшится, это может иметь серьезные последствия для Израиля и Иордании, а также для сирийского режима и проиранских элементов, таких как «Хезболла», которые имеют ячейки и базы вблизи Голан.
Сирийский режим отвоевал районы в Дераа и вблизи Голан в 2018 году после семи лет гражданской войны. Южный фронт был в основном стабильной линией фронта в течение многих лет, но сирийские повстанцы быстро потерпели крах, и сирийские добровольцы гражданской обороны, называемые «Белыми касками», были эвакуированы через Израиль в Иорданию в июле 2018 года.
Год спустя проиранские элементы, связанные с «Хезболлой», создали базы в районе Голан и даже подготовили «дроны-убийцы», которые они намеревались использовать против Израиля, который в конце августа 2019 года нанес авиаудары по отряду беспилотников.
В последние два года на юге Сирии наблюдается растущая напряженность. Это связано с тем, что многие бывшие сирийские повстанцы были демобилизованы, «примирены» и завербованы для работы с режимом. Но показательно, что сирийские беженцы, сотнями тысяч бежавшие в Иорданию, не хотят возвращаться, опасаясь призыва в армию и насильственных похищений. Жестокий режим продолжает устраивать «исчезновения» бывших повстанцев, выслеживать других и оказывать давление на третьи, чтобы заставить их сотрудничать.
Есть и другая причина для роста напряженности. Хотя некоторые бывшие повстанцы перешли на сторону режима и теперь действуют как местные полевые командиры или брокеры власти, на юге Сирии есть и русские, которые пришли в рамках сделки, чтобы помочь сделать переходный период более приемлемым.
Например, бывший повстанец Ахмад аль-Аудех принял условия России и вступил в поддерживаемый российским режимом 5-й корпус сирийских войск и даже возглавил его 8-ю бригаду. В то же время в регионе существует напряженность в отношениях с влиятельным меньшинством друзов в Джебель-Друзе и Хауране. Друзы в целом поддерживают режим, опасаясь джихадистов и экстремистов из числа ИГИЛ (организация запрещена в РФ, – прим.) и боевиков анти-асадовских сил. ИГИЛ раньше контролировало районы вблизи южных Голан.
В аккаунтах сторонников повстанцев говорится, что так называемые бывшие повстанцы вновь захватили или «освободили» Тасиль и другие районы. В твитах говорится, что они взяли в плен сирийских солдат, которых они описывают как людей, работающих на режим. На фотографиях, размещенных в Интернете, якобы изображены сирийские повстанцы, попирающие ботинками фотографии лидера сирийского режима Башара Асада.
Режим Асада управляет разделенной Сирией. Северная Сирия оккупирована Турцией и там имеются экстремистские группировки, такие как ХТШ (Hay'at Tahrir al-Sham) в Идлибе и «Ахрар аль-Шаркия». Между тем, на востоке Сирии поддерживаемые США СДС (Сирийские демократические силы) контролируют обширную территорию, включая районы, освобожденные от ИГИЛ в 2018 году.
Режим контролирует Дамаск, Хомс, Хаму, Алеппо и ключевые города, такие как Дейр-эз-Зор.
Проиранские группировки доминируют в этом районе благодаря базе Альбукамаль и базе Т-4 в Сирии. В эту лоскутную систему контроля также входят российские войска в Латакии.
В недавних сообщениях говорилось, что Россия обеспокоена израильскими авиаударами в Сирии.
Сирийский режим хочет положить конец санкциям и восстановить свою в значительной степени разрушенную экономику. Он хочет сотрудничать с Китаем и другими странами. Между тем, Иордания, Ирак, Египет и страны Персидского залива рассматривают возможность нормализации отношений с сирийским режимом. Бои в Дераа вызовут беспокойство у них и в Иордании.
Израиль оказывал помощь и поддержку сирийцам вблизи границы с 2011 года до тех пор, пока режим не отвоевал этот район. Израиль потребовал, чтобы Иран отступал из Сирии и чтобы антиизраильские группировки, такие как «Хезболла» и ополченцы, связанные с Ираном, не создавали базы вблизи Голан.
В прошлом некоторые члены «Хезболлы», связанные с Голанским досье «Хезболлы», попадали в аварии в некоторых районах южной Сирии или в приграничных районах. В одном случае «Хезболла» обвинила Израиль в авиаударе вблизи ливано-сирийской границы и поклялась отомстить. За последние два года «Хезболла» делала это несколько раз, прорезав дыры в пограничном заборе в апреле 2020 года, и в 2019 году она выпустила противотанковую управляемую ракету (ПТУР) по израильским войскам.
Россия направила делегацию на юг Сирии, чтобы попытаться стать посредником в установлении тишины в этом районе. По другим данным, сирийский режим направил туда танки. Те, кто следит за сирийскими анти-асадовскими повстанцами, считают, что последний раунд боев более серьезен, чем предыдущие.
В прошлом связанная с ИГИЛ группировка под названием «Джейш Халид» контролировала районы между Тасилем и границей с Голанами. Неясно, могут ли вновь появиться те ячейки ИГИЛ, которые когда-то там существовали и были уничтожены режимом в 2018 году.