Сирия после смертоносных беспорядков в Свейде
Дефицит топлива настолько велик, что сирийское правительство объявило двухдневный отпуск.
Дефицит топлива настолько велик, что сирийское правительство объявило двухдневный отпуск.
Южная провинция Свейда за последнее десятилетие стала исключением в Сирии. Ее жители, в большинстве своем друзы, были избавлены от боевых действий и даже иногда устраивали яростные протесты в отношении властей в Дамаске, не подвергаясь жестоким репрессиям.
Однако, когда в воскресенье пламя лизало стены здания губернаторства на площади Аль-Машнака, а весть о гибели одного протестующего и одного полицейского распространилась по городу, сирийцы из Свейды осознали, что эти последние демонстрации в связи с быстро ухудшающейся экономической ситуацией являются «беспрецедентными».
Свейде действует полуавтономное правление, за безопасность которого в основном отвечают друзские ополченцы, известные как «Риджал аль-Карамех» (Люди достоинства).
Провинция поддерживает напряженные и несколько транзакционные отношения с сирийскими властями. Столкновения и противостояние – здесь обычное явление. Однако последний инцидент оказался неожиданностью, когда по всей стране было объявлено о мерах жесткой экономии.
Сокращение поставок топлива, дополненное резким ростом цен, привело всю Сирию в состояние постепенной остановки экономики, а снижение качества услуг стало катализатором протестов. Возможно, это только начало.
Противоречивые сообщения
Пока остальная часть Сирии наблюдала за происходящим, демонстранты в Свейде окружили штаб-квартиру правительства в городе, прежде чем войти внутрь, срывая фотографии президента Башара аль-Асада и скандируя антиправительственные лозунги.
Министерство внутренних дел Сирии описало этих людей как «группу преступников, часть из которых имела индивидуальное оружие, перекрыла дорогу рядом с кольцевой развязкой Аль-Машнака горящими шинами, после чего открыла беспорядочную стрельбу».
«Они ворвались в здание с оружием, сломали офисную мебель и похитили множество вещей, включая официальные документы, а затем подожгли здание», – добавили в министерстве.
Однако, по всей видимости, мнения расходятся: Райян Мааруф из оппозиционной медиа-страницы Sweida24 рассказал изданию MEE: «Протесты были сосредоточены возле здания губернаторства. Ситуация быстро накалилась, между протестующими и силами безопасности возникла напряженность. Демонстранты ответили на провокацию со стороны сил безопасности штурмом здания. Это произошло спонтанно. Один демонстрант был убит, и еще 18 получили ранения. Один полицейский тоже был убит».
Мааруф сказал, что к новой волне протестов привело множество факторов. «То, что сейчас происходит в городе, беспрецедентно. Условия жизни настолько ухудшились, что экономическая ситуация может быть описана как катастрофическая».
Он возлагает вину за экономический кризис на Дамаск. «Мы связываем это с пренебрежением обязанностями со стороны сирийского государства. Оно не смогло предложить услуги для своего гражданского населения, – говорит он. – Оно не смогло создать условия для того, чтобы у людей было отопление, электричество, вода. Это искалеченная страна. Мы получаем электричество в Свейде один час в день, и у нас нет ни топлива, ни энергии».
Реакция была неоднозначной. Проправительственный журналист Хайдар Мустафа обвинил протестующих в подстрекательстве к насилию в своем посте на Facebook: «Если протест выражается в форме нападения на правительственные объекты, такие как здание губернаторства или полицейский участок, и это делается путем сжигания и разрушения, т.е. варварским и нецивилизованным способом, то как это может быть правильным?»
Однако другие отказались втягиваться в эскалацию. Медиа-активист Нассер Даюб расценил ситуацию как предупреждающий знак для Дамаска: «То, что произошло в Свейде, – это опасное предупреждение, как пожарная сигнализация. В обществе назрел серьезный кризис, и его необходимо разрешить. Необходимо срочно привлечь нерадивых и коррумпированных чиновников к ответственности и улучшить условия электроснабжения, отопления, получения топлива, необходимо урегулировать зарплаты, цены и т.д.»
Друзы составляют незначительное меньшинство в Сирии – около трех процентов населения до войны, но они являются фундаментальной частью сирийского общества и политики.
Религиозные старейшины друзов поспешили снять напряжение. Шейх Хаммуд аль-Хиннави сказал сирийскому государственному телевидению: «Страна находится в кризисе, условия тяжелы для всех, и мы должны противостоять им, проявляя терпение, благоразумие и сотрудничая со всеми».
Усиливающиеся экономические проблемы
Задержка поставок нефти из Ирана в Сирию привела к страшной нехватке топлива, настолько серьезной, что власти объявили обязательные каникулы, чтобы сократить использование ресурсов.
Государственные учреждения закроются на два дня в декабре, поскольку общественный транспорт сильно пострадал. Работникам предоставят длительный отпуск. Сверхурочные работы уже запрещены.
Это происходит на фоне бюджета, в котором было предусмотрено сокращение субсидий на муку и пшеницу, но разрешен дополнительный импорт ботокса. Такое сопоставление не вызвало одобрения при обнародовании бюджета.
Положение дел настолько плохое, что даже Сирийская федерация футбола объявила об отсрочке Сирийской премьер-лиги до 2023 года, поскольку из-за нехватки топлива клубы не могут наладить транспортное сообщение.
Министерство внутренней торговли повысило цены на дизельное топливо и бензин, что привело к удвоению цен на топливо на черном рынке за последнюю неделю. Если бензин без субсидий стоил около 125 000 сирийских лир (22 доллара) за 20 литров, то теперь на черном рынке его покупают по 250 000 лир.
Хасан Хазури, профессор экономики из Университета Алеппо, сказал в интервью поддерживаемой государством газете «Аль-Ватан», что дополнительные двухдневные каникулы помогут направить важнейшие ресурсы в те места, которые в них нуждаются.
«Приостановка работы некоторых государственных учреждений – это положительное решение, которое позволит сэкономить деньги и сократить операционные расходы. Это позволит получить больше топлива для транспорта сотрудников, но это не решает проблему оптимальным образом», – добавил он.
Поскольку ухудшение состояния сирийской экономики продолжается, и впереди нас ждет суровая зима, протесты в Свейде – это только начало кризиса, который будет продолжаться еще некоторое время.
Тимор Нур аль-Дин, активист, принимавший участие в последних протестах в Свейде, сказал MEE, что эти волнения не являются единичным случаем.
«Свейда всегда была нейтральной, она не присягала на верность правительству и не выступала против него. Это было решение старейшин, поскольку мы рассматриваем войну как кровавую бойню с разных сторон и не хотим в ней участвовать, – сказал Нур аль-Дин. – Однако, ситуация будет обостряться, поскольку социальные службы разваливаются. Сейчас это происходит в Свейде, в будущем – кто знает где. Сегодня вся Сирия страдает экономически».