Сближается ли Саудовская Аравия с Китаем?
Саудовский принц Мухаммед бен Салман (МБС) провозгласил «новый исторический этап отношений с Китаем».
Саудовский принц Мухаммед бен Салман (МБС) провозгласил «новый исторический этап отношений с Китаем».
Саудовская Аравия и Китай подписали ряд соглашений во время визита в королевство руководителя КНР Си Цзиньпина, демонстрируя углубление связей между двумя странами. За происходящим с опаской наблюдает традиционный союзник Эр-Рияда – США.
Саудовский король Салман и Си подписали соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Государственное информационное агентство SPA сообщило, что саудовские и китайские фирмы подписали 34 инвестиционных соглашения в области зеленой энергетики, информационных технологий, облачных услуг, транспорта, логистики, медицинской промышленности, жилья и строительства.
Ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия, и экономический гигант Китай во время визита Си направили сильные сигналы о «невмешательстве» в то время, когда отношения Эр-Рияда с Вашингтоном подвергаются испытаниям из-за прав человека, энергетической политики и России.
Влияние Китая в Персидском заливе
Растущее влияние Китая в Персидском заливе нервирует США. Углубление экономических связей с регионом было воспето во время визита Си, где его встречали с помпой и церемониями. В пятницу он встретился с представителями стран Персидского залива и принял участие в более широком саммите с лидерами стран Лиги арабских государств, охватывающей Персидский залив, Левант и Африку.
В начале пятничных переговоров принц Мухаммед провозгласил «новый исторический этап отношений Саудовской Аравии с Китаем», что резко контрастирует с неловкими американо-саудовскими встречами пять месяцев назад, когда президент Джо Байден присутствовал на менее масштабном арабском саммите в Эр-Рияде.
Отвечая на вопрос об отношениях его страны с Вашингтоном в свете теплоты, проявленной к Си, министр иностранных дел принц Фейсал бин Фархан Аль Сауд сказал, что Саудовская Аравия будет продолжать работать со всеми своими партнерами. «Мы не рассматриваем это как игру с нулевой суммой», – добавил он.
Эллиотт Абрамс, старший научный сотрудник по ближневосточным исследованиям Совета по международным отношениям в Вашингтоне, сказал, что нет ничего удивительного во встрече МБС и Си, поскольку Саудовская Аравия является ключевым поставщиком нефти для Китая, а Китай – лучший клиент саудовцев.
«Но у этой встречи есть контекст: плохие отношения между МБС и Байденом, – заметил он. – Таким образом, это не просто фотосессия и даже не торговая встреча; это один из нескольких шагов, предпринятых МБС, чтобы продемонстрировать свою независимость от США и глубокое недовольство тем, как Байден обращался с ним».
«США должны тихо посылать сообщения МБС и другим высшим должностным лицам, отмечая, что безопасность Саудовской Аравии по-прежнему связана с Соединенными Штатами, а не с Китаем, – продолжил он. – Это отношение должно сохраниться и после ухода Байдена, поэтому МБС должен быть осторожен, чтобы не испортить все отношения между странами своим гневом на Байдена».
На вопрос о том, как непрочные отношения между США и МБС влияют на перспективы нормализации отношений между саудовцами и израильтянами, Абрамс ответил: «Все это означает, что сейчас Соединенные Штаты не могут реально продвигать отношения Израиля с Эр-Риядом. Израилю придется делать это самостоятельно и с помощью других арабских стран».
Политика не терпит вакуума
Марк Дубовиц, исполнительный директор Фонда защиты демократий в Вашингтоне, сказал, что встреча «представляет собой еще один пример того, что политика не терпит вакуума, как и средние державы, обеспокоенные американским отступлением».
«Сменяющие друг друга президенты США сигнализировали о своем желании развернуться в сторону Индо-Тихоокеанского региона, чтобы противостоять растущему Китаю, в то время как Китай разворачивается лицом к Ближнему Востоку, чтобы попытаться заменить там Соединенные Штаты, – заметил Дубовиц. – Результат: Саудовская Аравия и другие союзники США на Ближнем Востоке хеджируют свои ставки, обращаясь к Пекину в поисках прикрытия со стороны сверхдержавы, – прикрытия от угроз со стороны режима в Иране, а также в поисках торговли и инвестиций для развития своей экономики».
«Администрация Байдена также усложнила нормализацию отношений между Саудовской Аравией и Израилем, когда стала относиться к кронпринцу как к изгою, – продолжает он. – Хотя Эр-Рияд и Иерусалим находят причины для расширения военного, разведывательного, технологического и коммерческого сотрудничества, эти отношения имеют свои пределы без американской поддержки».
По его словам, для установления полноценных дипломатических отношений с Израилем «кронпринц хочет получить от Вашингтона обязательство относиться к королевству как к близкому союзнику, подобному членам НАТО. Он так же хочет получить военные поставки, которым не угрожают левые демократы Конгресса, стремящиеся прекратить военное сотрудничество с саудовцами, американскую поддержку для создания гражданской ядерной программы и американское обещание защищать королевство от угроз со стороны Исламской Республики Иран».
По мнению Мартина Индика, бывшего посла США в Израиле и ведущего научного сотрудника по ближневосточной дипломатии Совета по международным отношениям в Нью-Йорке, встреча МБС и Си «в высшей степени символична и проходит на волне визита Байдена в королевство».
«Это часть усилий МБС, направленных на то, чтобы использовать сверхдержавы друг против друга. И Си рад сотрудничать в этом, – сказал он. – Однако Си также заключил стратегическое соглашение с заклятым врагом МБС – Ираном, а импорт Китаем нефти из Ирана поддерживает иранскую экономику. Другими словами, происходит много хеджирования, и МБС наверняка знает, что Китай не является надежным партнером».
Альтернативы нет
Далее он сказал, что в конечном итоге «у Саудовской Аравии нет альтернативы, кроме Соединенных Штатов, для обеспечения своей безопасности, потому что она сидит на крупнейших в мире запасах нефти, в опасном соседстве, не имея возможности защитить себя».
«МБС тоже это знает, – отметил Индик. – Вот почему он добивается официальной гарантии безопасности от Соединенных Штатов. Но он идет к этому странным путем. Байден вряд ли будет рад тому, что с ним играют. Он скорее вознаградит лояльность, чем флирт МБС с противниками Америки».
Он отметил, что администрация Байдена объявила о «переоценке» отношений с Саудовской Аравией.
«Президент отказался разорвать отношения с саудовцами, несмотря на провокацию, но он поставил МБС на испытательный срок, – сказал Индик. – Он дал понять, что не настроен на наказание, предоставив МБС суверенный иммунитет в недавнем деле, рассматриваемом в судах США. Если МБС ответит тем, что будет проводить ответственную политику на нефтяном рынке, что он и сделал на прошлой неделе, сохранив объемы производства, несмотря на падение цен на нефть, то Байдену следует продолжать нынешний курс и быть открытым для обсуждения гарантий безопасности (Саудовской Аравии). Если же МБС снова встанет на сторону Кремля и сократит добычу нефти, то Байден может сказать ему, чтобы он забыл о гарантиях безопасности, и пожелать удачи с Китаем и Россией».
Грант Рамли, научный сотрудник в Вашингтонском институте ближневосточной политики, говорит, что МБС хочет, чтобы Саудовская Аравия была глобальной, а не только региональной державой, и, стремясь к этому, МБС видит в Китае ключевого сторонника.
«Я думаю, он также видит дополнительную выгоду в том, чтобы использовать свои отношения с Китаем в качестве рычага давления на США, – утверждает Рамли. – Китай является крупнейшим торговым партнером для многих стран Ближнего Востока, инвестирует в важнейшие инфраструктурные проекты по всему региону и все активнее продвигает свои военные платформы».
«Я не думаю, что нам стоит ожидать, что эти страны просто уменьшат или ослабят свои связи с Китаем ради нас. Я думаю, что более разумным подходом будет более четкое информирование наших партнеров о том, что нас беспокоят определенные аспекты их отношений с Китаем, и о том, что некоторые виды их сотрудничества с Китаем неизбежно поставят под угрозу некоторые аспекты их отношений с США».
Реальная опасность
Джон Ханна – старший научный сотрудник в Гемундерском центре обороны и стратегии JINSA. По его словам, реальная опасность спада в двусторонних отношениях США и Саудовской Аравии заключается в том, что этот спад может стимулировать саудовцев выйти за рамки торговли с Китаем в стратегическую сферу.
«Если США больше не станут защищать королевство от атак со стороны Ирана или если не будет надежных поставок современного оружия, то саудовцы неизбежно будут вынуждены искать альтернативы.
Наиболее серьезная альтернатива – это Китай, который обладает реальным экономическим и политическим влиянием на Иран и готов продать Эр-Рияду все необходимое современное оружие без каких-либо условий в отношении прав человека».