«После угроз, исходящих от Исламской Республики Иран в регионе, особенно ее поддержки хуситов и прокси-групп в Ираке в последние месяцы, что привело к формированию международной коалиции в Красном море, США и некоторые западные страны начали обсуждение вопроса об усилении санкций против Ирана», - сообщил Iran International дипломатический источник, знакомый с ходом обсуждений. Дипломат добавил, что санкции могут быть аналогичны тем, что действовали до заключения ядерной сделки JCPOA в 2015 году.
Iran International обратился в Госдепартамент США с просьбой прокомментировать откровения дипломата, но официальный представитель заявил, что Вашингтон не комментирует свою потенциальную санкционную политику. Тем не менее, администрация не отвергла откровения дипломата.
По сути, этот дипломатический источник сообщил, что администрация Байдена решила изменить свою иранскую политику, которая полагалась прежде на дипломатию. Целью смягчения было убедить Тегеран сократить обогащение урана и воздержаться от региональной агрессии. Чтобы умиротворить Тегеран, США разблокировали около 16 миллиардов долларов иранских денег в Ираке и Южной Корее. Теперь этот потенциальный сдвиг повлечет за собой усиление санкционного давления на Исламскую Республику.
Такой шаг может повлечь за собой активацию «спускового механизма» Совета Безопасности ООН - положения, предусмотренного ядерным соглашением JCPOA 2015 года. Этот механизм позволяет любому участнику JCPOA потребовать восстановления санкций ООН, которые были приостановлены, когда Иран и мировые державы договорились о ядерной сделке. Эти санкции включали в себя эмбарго на поставки оружия, строгий мониторинг финансовых и технологических операций Ирана, связанных с его ядерной и военной программами, а также банковские ограничения.
Союзники США, Великобритания, Франция и Германия, по-прежнему являются участниками JCPOA, но воздерживались от активации спускового механизма в течение последних трех лет, когда Тегеран начал нарушать ядерные ограничения, наложенные JCPOA. Администрация Байдена стремилась вернуться к JCPOA, от которого президент Дональд Трамп отказался в мае 2018 года, введя санкции против Ирана.
Считается, что в ходе напряженных переговоров в 2021 и 2022 годах администрация Байдена решила не прибегать к активному применению санкций, введенных Трампом. Это позволило Ирану увеличить экспорт нефти в Китай с помощью незаконных методов доставки. С середины 2020 по конец 2023 года экспорт сырой нефти Тегерана увеличился в четыре раза, достигнув в какой-то момент 1,5 миллиона баррелей в день.
Вашингтон и его союзники также могут усилить санкции, не прибегая к «спусковому механизму» JCPOA. Крупнейшие европейские страны могут присоединиться к действующему режиму санкций США, запретив третьим сторонам покупать нефть у Ирана и ограничив его международные банковские отношения. В настоящее время Иран может использовать в сделках евро с большей легкостью, чем доллар США. Европейцы также могут ввести санкции против банков третьих стран, ограничив использование евро в сделках с Тегераном.
Потенциальное изменение политики администрации Байдена в отношении Тегерана произошло после того, как стало известно, что Соединенные Штаты предупредили Иран о возможной террористической атаке за неделю до двойного взрыва, устроенного ИГИЛ* в Кермане 3 января, в результате которого погибли 95 человек. Несмотря на этот дружеский жест, иранское правительство не стало действовать, исходя из предупреждения, позволив тысячам людей посетить в тот день могилу Касема Сулеймани, бывшего руководителя сил Кодс КСИР. Напротив, иранские чиновники возложили вину за взрыв на США и Израиль и повторили свои обвинения в том, что США создали и поддерживают группировку «Исламское государство» (ИГИЛ).
Иранское правительство организовало уличные празднования через несколько часов после вторжения ХАМАС в Израиль 7 октября и убийства более 1100 человек, в основном мирных жителей, а также захвата около 250 заложников. Тегеран, который до нападения вооружал и обучал силы ХАМАС, продолжает публично поддерживать эту боевую организацию.
Кроме того, его марионеточные силы в регионе, включая шиитские вооруженные группировки в Ираке и Сирии, ливанскую «Хезболлу» и йеменских хутистов, совершают нападения на Израиль и на базы США. В Ираке и Сирии иранские прокси-группировки нанесли более 150 ракетных и беспилотных ударов по американским войскам.
Но более серьезным событием стало решение хуситов использовать свой контроль над обширными прибрежными районами Йемена для атак на международные коммерческие перевозки в районе Красного моря. Атаки начались в середине ноября, после того как верховный лидер Ирана Али Хаменеи призвал мусульманские страны к блокаде Израиля. США и Великобритания недавно нанесли ответные удары по военному потенциалу хуситов, но атаки этих йеменских шиитских союзников Ирана на суда продолжаются ежедневно.
* - террористическая организация, запрещена РФ