Глава российской делегации на переговорах Михаил Ульянов опубликовал в Твиттере фотографию участников JCPOA (ядерной сделки) – США, Франции, Германии, Великобритании, России и Китая – без Ирана, который отказывается вести переговоры напрямую с американцами и ведет их через посредников.
Переговоры по Ирану продолжились в воскресенье, несмотря на то, что западные участники переговоров днем ранее исключили Россию из банковской системы SWIFT и ввели санкции против российского Центрального банка.
США и европейские государства планируют запустить трансатлантическую целевую группу для обеспечения выполнения финансовых санкций и выявления активов попавших под санкции лиц и компаний.
Официальный представитель Государственного департамента США Нед Прайс заявил в пятницу, что США будут продолжать взаимодействовать с Москвой по вопросам, «имеющим фундаментальное значение для наших интересов национальной безопасности», таким как иранская ядерная сделка.
В выходные иранские официальные лица провели ряд переговоров. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани говорил с советником по национальной безопасности Великобритании сэром Стивеном Лавгроувом, а министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амирабдоллахиан говорил с главой внешней политики ЕС Жозепом Боррелем.
Амирабдоллахиан сказал после разговора, что он «серьезно изучает проект соглашения».
«Все пытаются достичь хорошей сделки, – написал министр иностранных дел Ирана в Твиттере. – Наши красные линии четко обозначены для западных сторон. Готовы немедленно заключить хорошую сделку, если они проявят настоящую волю».
Некоторые из западных сторон на переговорах по Ирану заявили, что переговоры закончатся на этой неделе.
«Мы будем продолжать до тех пор, пока не достигнем соглашения или не объявим о крахе переговоров на следующей неделе», – сказал главный французский переговорщик Филипп Эррера в интервью Iran International News в среду.
Глава британской делегации на переговорах Стефани Аль-Как написала в Твиттере: «Остается несколько сложных вопросов. Работа над их решением продолжается».
На прошлой неделе агентство Рейтер сообщило, что после нескольких месяцев переговоров в Вене формируется американо-иранское соглашение. В проекте текста соглашения лишь туманно упоминались другие вопросы, а именно: размораживание миллиардов долларов иранских активов в южнокорейских банках и освобождение западных заключенных, содержащихся в Иране.
Переговоры призваны возродить ядерную сделку 2015 года, заключенную в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий, которая ограничивала обогащение урана в Иране, постепенно снимая санкции с режима.
США вышли из JCPOA в 2018 году и ввели жесткие санкции против Ирана. В последующие годы Иран увеличил обогащение урана до 60% – оружейный уровень составляет 90% – среди прочих нарушений JCPOA.
Иран потребовал отмены всех санкций, введенных после выхода США из JCPOA, включая санкции за терроризм и нарушения прав человека.
Кроме того, Иран потребовал от США гарантии того, что будущие президенты не выйдут из соглашения, но администрация Байдена не может это гарантировать.
Израиль заявил, что Иран стремится остановить открытое расследование Международного агентства по атомной энергии, снять с Корпуса стражей исламской революции (КСИР) статус террористической организации, а также сохранить свои современные центрифуги, а не уничтожить их.