Разрушает ли Раиси перспективы ядерной сделки США с Ираном?
Может быть и нет, но дипломатия только усложнилась.
Может быть и нет, но дипломатия только усложнилась.
Сторонник жесткой линии Эбрахим Раиси вступил в должность президента Ирана 3 августа, и общепринятое мнение состоит в том, что возвращение к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), или ядерной сделке с Ираном, стало сложнее.
А вот и Хезболлахи: с Раиси приходит группа более радикальных сторонников режима, связанных с Верховным лидером Аятоллой Али Хаменеи; журналист Али Хашем назвал их «Новыми хезболлахи». Однако это не обязательно означает, что у Раиси нет прагматической жилки или что он не будет иметь дела с Западом. «Можно предвидеть, что, хотя решение о взаимодействии с Западом не изменится, тон, ожидания и потолок будут явно меняться», – пишет Хашем.
Рухани рассматривает новые иранские законы как препятствие. Уходящий президент Ирана Хасан Рухани в интервью 2 августа по сообщению Amwaj.media, указал на то, что Саид Раиси может быть связан законом, принятым парламентом в декабре 2020 года. Этот закон обязывает правительство принять ряд эскалационных шагов, связанных с ядерной областью, если Соединенные Штаты не вернутся к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) - тем самым ограничивая возможности Раиси.
Мохсен Милани, политолог из Университета Южной Флориды, сообщил Аль-Монитору по электронной почте, что сделка возможна, но она стала сложнее, потому что «Раиси должен обратиться к своим более жестким избирателям, США хотят связать возрождение СВПД с переговорами о ракетных программах Ирана и его региональной политике, а доверие Ирана к США, которое всегда было низким, достигло дна после того, как президент США Дональд Трамп вышел из СВПД в 2018 году».
Саман Вакиль, заместитель директора программы по Ближнему Востоку и Северной Африке в Чатем-Хаусе, сказал Аль-Монитору, что сделку по СВПД будет теперь сложнее заключить, потому что «команда Раиси будет стремиться получить лучшую, более безопасную сделку от администрации Байдена, в поисках устойчивости, которая является ключевой для иранской экономики, и что команда Раиси будет играть жестко».
Четыре причины, по которым сделка все еще может состояться
Администрации Байдена и Рухани надеялись закрыть сделку по СВПД до того, как Раиси вступит в должность. Раиси, возможно, предпочел бы и это, чтобы получить экономические выгоды, не сталкиваясь со сложной политикой и компромиссами СВПД. Но теперь дело за Раиси, и сделка все еще возможна по следующим причинам:
- Иранская экономика нуждается в облегчении от нефтяных и финансовых санкций США, особенно из-за пандемии COVID-19, которая сильно ударила по Ирану;
- Ядерная сделка с США была популярной в Иране, в то время, как победа Раиси на посту президента была отмечена апатией избирателей и самой низкой явкой на президентских выборах в Иране;
- Раиси не выступал против СВПД во время своей президентской кампании;
- Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в своем «заключительном докладе» по СВПД написал, что он оставляет «рамки для возможной сделки» на месте.
Это не может продолжаться бесконечно.
Государственный секретарь США Энтони Блинкен заявил 29 июля: «Мы привержены дипломатии, но этот процесс не может продолжаться бесконечно». И это было до нападения беспилотника на танкер, связанный с Израилем, в Оманском заливе. Позже в тот же день Соединенные Штаты и их союзники обвинили в нападении Иран (что Иран отрицает). Между тем, Пентагон не исключил, что сыграет свою роль в «коллективном ответе», обещанном администрацией Байдена, как сообщает Джаред Шуба, и Израиль также взвешивает свои варианты возмездия, как пишет израильский журналист Бен Каспит. И сегодня, 4 августа, администрация Байдена заявила, что, по ее мнению, Иран несет ответственность за временный захват танкера под флагом Панамы у берегов Объединенных Арабских Эмиратов.