Раскаивается ли Эрдоган?

Если Турция действительно обратит свой взор в будущее, то единственным рациональным выводом, который она сможет сделать из этой нынешней расплаты за прошлые преступления, будет избавление от деспотического и жадного режима, – этой паразитической опухоли.

Наглость тех, кто струсил перед невероятной тяжестью совершенных ими урбанистических преступлений, пытаясь заслониться от общественного гнева ложной скромностью признания «мы усвоили горький урок», повторилась менее чем через неделю после землетрясений 6 февраля – идеальное воплощение поговорки «Подожди, пока раскаявшийся игрок не увидит кости».

Теперь волшебный девиз – это «еще год»! Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в преддверии всеобщих и президентских выборов, которые намечены на 18 июня, просит еще один год. Он клянется «смыть все следы разрушений и восстановить пострадавшие от землетрясения города» в течение года. Он точно знает, что даже если бы он мог слегка подкормить голодающих, то бездомным, одиноким, брошенным и разгневанным миллионам не достанется ничего. Итак, Санчо Панса прокладывает путь Дон Кихоту... Бюлент Арынч, бывший помощник Эрдогана, самопровозглашенный мудрец правящей Партии справедливости и развития и «несгибаемый защитник национальной воли», как он хочет себя преподнести, ратует за «великий план»: «А что там с выборами? У нас скоро выборы? Да как вы смеете! Нет, не раньше, чем через год!»

Тот самый азартный игрок из поговорки прервал свое покаяние, как только заметил малейшую возможность найти способ помешать предстоящим выборам, – а может и всем выборам, которые он обречен проиграть, – и теперь он бросается на кости: «А вдруг на этот раз повезет?»

Но, прежде чем обратимся к будущему, давайте ненадолго заглянем в прошлое.

Когда эти политические исламисты пришли к власти, они унаследовали список дел от уходящего правительства Бюлента Эчевита, 8-й пятилетний план развития – документ государственного планирования, который наряду с основными социально-экономическими вопросами также охватывал вопросы, относящиеся к реагированию на землетрясения и управлению ими, основываясь на горьком опыте землетрясения в Мармаре 1999 года силой 7,4 баллов по шкале Рихтера, которое разрушило обширную территорию к востоку от Стамбула и привело к гибели по меньшей мере 17 тысяч человек. (Для тех, кто заинтересовался, вот ссылка на документ на сайте Президиума по стратегии и бюджету)

Для того чтобы убедиться в том, что даже просто настойчивое выполнение предписанных государством мер могло бы предотвратить превращение землетрясения 6 февраля в катастрофу, достаточно просмотреть эти две статьи в разделе, посвященном сейсмостойкому расселению и коммунальной политике.

-  В условиях стихийных бедствий выбор участка является первейшим и жизненно важным шагом для создания безопасного и экономичного сооружения. Однако неблагоприятные последствия стихийных бедствий, особенно землетрясений, показывают, что законы по этому вопросу применяются неэффективно.

-  Поскольку значительная часть зданий не обладает достаточной сейсмостойкостью, эти сооружения будут систематически оцениваться и укрепляться с точки зрения сейсмостойкости, причем в приоритетном порядке, начиная с регионов, где риск выше.

Ни на одно мгновение за 23 года своего безраздельного правления с полной политической ответственностью Партия справедливости и развития (ПСР) не выполнила ни одного требования этого плана, который является простым повторением стандартных обоснований городского и регионального планирования. Это ни для кого не секрет.

«Однопартиец» в своем «обращении к нации» во вторник вечером бесстыдно утверждал, что «98 процентов зданий, разрушенных в результате последней катастрофы, были построены до 1999 года». И даже если бы это необоснованное и сомнительное утверждение было правдой, то это лишь доказывало бы, что катастрофа 6 февраля на самом деле была преднамеренным массовым убийством.

Эрдоган не только отмахнулся от основных принципов 8-го пятилетнего плана развития, но и заставил турецкий парламент 10 мая 2018 года принять амнистию за строительные просчеты, получившую название «Согласование общественных работ». Амнистия оправдала 13 миллионов нестандартных зданий, которые должны были быть «квалифицированы и укреплены» в соответствии с планом развития, в нарушении законов и правил о землетрясениях, в зависимости только от «заявления владельцев». Это был его, как будущего «султана», способ умаслить владельцев недвижимости.

Даже если все забудут, что Эрдоган и его правительство несут единоличную ответственность за огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, причиненный землетрясениями 6 февраля, то, что Демократическая партия народов (ДПН) 9-10 мая во время парламентских дебатов честно предупредила об опасности последствий принятия проекта и проголосовала против «Согласования общественных работ», помнить будут. История тому свидетель. То, что так и произойдет, было сказано ее представителями в лицо при всех, они были предупреждены.

Этой строительной амнистией миллионы граждан были приговорены к смерти из-за, казалось бы, собственной, но на самом деле государственной халатности, поскольку сильное землетрясение было вполне ожидаемо. Вместо того, чтобы поступить прямо противоположным образом, как, собственно, и следовало бы сделать, решительно мобилизовав все ресурсы для перестройки городов, власти ради выборов, – ради победы на них, – пошли на страшный грех. Этим законопроектом ближайшее будущее Турции было поставлено под угрозу.

Но давайте вернемся к настоящему. Любой политик, который даст аванс режиму Эрдогана, – не на год, а даже на день по любому вопросу, – совершит политическое самоубийство. Более того, любой политик, который даст этим азартным игрокам в споре с природой ставить на кон жизни и будущее народов Турции, станет не только политическим трупом, но и соучастником самого организованного и всеобъемлющего убийства, когда-либо предпринятого против людей.

Если Турция действительно обратит свой взор в будущее, то единственным рациональным выводом, который она сможет сделать из этой нынешней расплаты за прошлые преступления, будет избавление от деспотического и жадного режима, – этой паразитической опухоли, – раз и навсегда.

Арынч и Эрдоган, которые презирают народ, идущий на выборы, единственный практический способ народного правления, отдать свой голос, могут только спрашивать себя «как они смеют?»

Народное голосование – это народная кирка, с помощью которой можно выбраться из-под обломков землетрясения 6 февраля.

Оппозиция должна твердо стоять на почве самого широкого альянса и принять демократическую политику, самый сильный инструмент народной защиты, и разоблачить эти политические карикатуры.

И пусть никогда больше не настанет правление одного человека...