Протест курдов и белуджистанцев связан с провалом иранской экономики

28 февраля шестой день шли протесты в Систане и Белуджистане, которые начались в Сараване, на юго-востоке Ирана. Протесты вспыхнули 22 февраля, когда белуджийские топливозаправщики собрались возле базы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) на границе в Сараване в знак протеста против закрытия границы. Охранники, вырывшие на границе большие ямы, чтобы не пропустить бензовозы, расстреляли протестующих, убив и ранив десятки человек.

Режим закрыл или нарушил интернет-соединение в среду вечером, чтобы подавить протесты в Систане и Белуджистане. Однако спорадические столкновения и другие формы протеста продолжились и распространились на несколько других городов провинции, в том числе на столицу провинции Захедан.

Правительство направило в регион подкрепления из других провинций, включая Исфахан и соседний Керман.

Возить топливо через границу – единственная работа в нищей провинции. Термины «перевозчик топлива» и «пограничный носильщик» являются печальным следствием 42-летней коррупции и бесхозяйственности при иранском режиме, что привело к отсутствию рабочих мест, особенно в западном и восточном Иране.

Многие жители юго-восточного Ирана в Систане и Белуджистане вынуждены перевозить топливо через границу, в то время как иранские курды в западном Иране, называемые на курдском языке «колбарами», вынуждены перевозить тяжелые грузы через границу на своих спинах, чтобы заработать на скудную жизнь.

Топливозаправщики и колбары классифицируются режимом как контрабандисты и регулярно становятся мишенями для сил безопасности. Каждый раз, перевозя груз через границу, белуджинстанцы и курды-колбары рискуют жизнью.

Вторая по величине провинция Систан и Белуджистан является одной из самых бедных провинций по данным иранских государственных СМИ.

В отчете за август 2020 года говорилось, что из 20 регионов с самым высоким уровнем бедности в Иране 14 расположены в сельских районах провинции Систан и Белуджистан с уровнем бедности 75-90%.

Государственное информационное агентство ILNA в январе писало, что в Систане и Белуджистане насчитывается 141 000 детей и подростков, лишенных образования, и что эти цифры не меняются с 2014 года.

В августе 2019 года генеральный директор по делам женщин и семей Систана и Белуджистана сообщил государственному информационному агентству IRNA, что в провинции наблюдается третье по величине число детских браков в Иране.

В январе 2019 года государственное информационное агентство ISNA сообщило, что 12 000 детей в Систане и Белуджистане страдают от недоедания и что это в три раза больше, чем в среднем по всему Ирану.

План Разака

Граница была закрыта 22 февраля по плану Разака как способ «организовать» топливозаправщиков, как сообщают государственные СМИ.

Согласно плану, разработанному КСИР, местным жителям, проживающим в радиусе 20 километров от границы, разрешается покупать топливо и перевозить его через границу для продажи. Это при том, что многие топливозаправщики – обнищавшие люди, живущие на окраинах небольших городов более чем в 20 километрах от границы. Только те, у кого есть удостоверение личности, одобренное КСИР, могут перевозить топливо через границу, а те, кто не зарегистрирован, становятся легкой мишенью для режима.

Многие считают, что КСИР видит в топливозаправщиках конкурента и что новый план – это просто способ для КСИР монополизировать продажу топлива, чтобы получить прибыль. (КСИР курирует международную торговлю Ирана и крышует все компании, которые ей занимаются. – Прим.).

В связи с нарастающим экономическим кризисом в Иране и санкциями иранскому режиму необходимы масштабные финансовые ресурсы, в том числе для разжигания военных действий в регионе.

КСИР также печально известен своей ролью в незаконном обороте и распространении наркотиков внутри и за пределами Ирана.

Протесты в Тегеране

Двое рабочих и один учитель были арестованы в ходе мирных протестов в Тегеране за требование повышения заработной платы. Трое иранцев были задержаны силами безопасности на митингах пенсионеров, учителей и рабочих у здания Министерства труда в Тегеране.

По данным Агентства новостей по правам человека, трое арестованных протестующих это трудовой активист Камьяр Факур, Асад Мофтахи, работник заведения быстрого питания, и Эсмаэль Джерами, учитель на пенсии. При аресте Асада Мофтахи избили.

Нефтяники, сталелитейщики, сезонные строители, а также пенсионеры и учителя присутствовали на собрании. Протестующие требовали повышения пенсий и зарплат.

Помимо Тегерана, пенсионеры провели акции протеста у зданий Организации социального обеспечения в Карадже близ Тегерана, в Араке к юго-западу от Тегерана, Исфахане и Йезде в центральном Иране, Тебризе, Урмии и Казвине на северо-западе Ирана, и в других регионах.

С декабря 2020 года пенсионеры еженедельно проводят организованные общенациональные митинги. Предыдущие акции протеста прошли 26 января, 10 января, 3 января и 14 февраля.

Из-за рекордно низкого курса национальной валюты и экономических проблем, а также коррупции и бесхозяйственности в Иране черта бедности для семьи из четырех человек увеличилась до 10 миллионов томанов (около 402 долларов). Абсолютная черта бедности составляет 6,8 миллиона томанов (около 273 долларов), что ставит 50% иранского населения, включая пенсионеров, ниже этой черты абсолютной бедности.