Беспилотники Bayraktar TB2 турецкого производства, о которых говорили как об оружии, обеспечившем перелом в пользу союзников Анкары в конфликтах в Ливии и Нагорном Карабахе, похоже, будут и дальше летать в африканском небе, но не без риска осложнить внешние связи Турции, и в первую очередь – ее попытку наладить отношения с Египтом.
Эфиопия, давно враждующая с Египтом из-за гигантской плотины на Голубом Ниле, по сообщениям, присоединилась к Алжиру, Марокко, Нигерии и Руанде в качестве потенциального африканского покупателя беспилотников TB2, производимых компанией, принадлежащей зятю президента Реджепа Тайипа Эрдогана и поэтому широко рассматриваемой как семейный бизнес. На прошлой неделе агентство Reuters сообщило, что Турция провела переговоры с Эфиопией о заключении сделки, которая может включать также гарантии поставок запасных частей и обучение персонала. Подробности остаются неизвестными, поскольку обе стороны хранят молчание по этому вопросу.
Марокко тем временем получило свою первую партию в середине сентября после заказа 12 TB2 в мае и отправки персонала в Турцию для обучения в течение лета, согласно местным СМИ.
Намерение Турции поставить вооруженные беспилотники в Эфиопию на фоне ее стремления нормализовать отношения с Египтом вызывает вопросы о стратегической мудрости, стоящей за этой продажей. Является ли поступок Анкары неосторожным шагом, который подорвет ее диалог с Каиром? Или же она рассматривает военное сотрудничество с Эфиопией как тактику давления на Египет с целью добиться от него уступок? Может, она считает, что эта сделка не вызовет трений с Египтом, учитывая, что Каир рассматривает конфликт в Тыграе – потенциальной зоне использования беспилотников – как внутреннее дело Эфиопии?
Два египетских источника в сфере безопасности сообщили Reuters, что Каир попросил США и некоторые европейские правительства помочь ему заморозить любую сделку по беспилотникам между Турцией и Эфиопией, в то время как третий египетский чиновник сказал, что этот вопрос должен быть прояснен в ходе двусторонних переговоров. Между тем источник, близкий к турецкому правительству, сообщил «Аль-Монитору», что сделка продвигается быстрее, чем ожидалось, подчеркнув, что Анкара не ожидает, что Каир отреагирует таким образом, чтобы сорвать двусторонний диалог.
Сближение Аддис-Абебы с Анкарой происходит на фоне двух серьезных проблем. Во-первых, Эфиопия стремится завершить строительство Большой эфиопской плотины возрождения (GERD), которая на протяжении десяти лет разжигает спор о разделе водных ресурсов страны с Египтом и Суданом. Дипломатические усилия по разрешению кризиса оказались тщетными. Во-вторых, Аддис-Абеба стремится укрепить свой военный потенциал для подавления сепаратистских повстанцев в регионе Тыграй. Аддис-Абеба прислушалась к призывам Турции передать школы, управляемые движением Гюлена, которое Анкара обвиняет в попытке переворота 2016 года, фонду, связанному с турецким правительством. Для Эрдогана, в свою очередь, сближение с Эфиопией предоставило возможность продвигать его политику открытия Африки для Турции.
С точки зрения Каира, военный аспект в турецко-эфиопских связях был бы очень нежелательным событием, которое могло бы ослабить военное сдерживание Египта в регионе. Главным фактором, заставившим Каир принять предложение Анкары о нормализации отношений в начале этого года, была решающая позиция, которую Турция заняла в Ливии, поддержав правительство Триполи (выбранное в рамках продвижения попыток по национальному диалогу в Ливии. – Прим.). Для Каира турецкое присутствие в Ливии стало вопросом национальной безопасности.
Позиция Турции, которая позволила бы подбодрить Эфиопию в кризисе с плотиной, стала бы серьезным вызовом для Каира. Остается неизвестным, обсуждался ли план Турции по продаже Эфиопии боевых беспилотников во время второго раунда переговоров по нормализации отношений между турецкими и египетскими официальными лицами в сентябре.
Для Египта участие Турции в конфликтах на Ближнем Востоке и в Северной Африке стало основным предметом беспокойства. Анкара, со своей стороны, не проявляет никаких опасений по поводу продажи оружия в зоны конфликтов. Например, в начале этого года министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в ответ на предупреждения России о продаже Турцией беспилотников Украине заявил, что Турция готова продавать беспилотники и России.
Анкара может занять аналогичную позицию, если этот вопрос встанет на переговорах с Египтом. Но, несмотря на оптимизм Анкары, процесс нормализации отношений с Египтом вполне может оказаться под угрозой, если Турция продолжит продажу беспилотников Эфиопии. Лица, близкие к правительству, неоднократно выступали против какого-либо участия Турции в кризисе GERD (кризисе между Эфиопией и Египтом).
По словам Айдина Сезера, бывшего торгового атташе в посольстве Турции в Каире, Анкара вряд ли сможет получить какие-либо рычаги давления на Каир, если он будет рассматривать переговоры с Аддис-Абебой по беспилотникам как карту давления. Анкара, по его мнению, не обладает достаточным потенциалом для выработки стратегии давления на Каир.
«Турецкая сторона находится в слабой позиции, – сказал Сезер в интервью «Аль-Монитору», говоря о переговорах по нормализации турецко-египетских отношений. – Не говоря уже о том, что египтяне не пытаются добиться уступок. Они в основном просто выслушивают, что говорит турецкая сторона, и хотят увидеть шаги, которые предпримет Анкара. Процесс по-прежнему далек от взаимного назначения послов».
Более того, подход Анкары к Каиру несовершенен, сказал Сезер, указав на аргумент Турции, что Египет получил бы большую экономическую зону в восточном Средиземноморье, если бы заключил соглашение о разграничении морских пространств с Турцией, а не с греческими киприотами. «Это сильно раздражает египтян. Они реагируют так: «Вы считаете нас глупыми или страной третьего сорта?» и говорят, что египетской дипломатической службе нечему учиться у своего турецкого коллеги».
Опасения Египта связаны также с временем сближения Турции с Эфиопией. Оно началось после острой перепалки Анкары с Каиром по поводу отстранения от власти «Братьев-мусульман» в 2013 году. Этот процесс сопровождался турецкими предложениями поделиться с Эфиопией опытом строительства плотин и ирригации, а также египетскими обвинениями в том, что за плотиной «Возрождение» стоят Турция и Израиль.
Что касается перспективы использования Эфиопией беспилотников для борьбы с сепаратистами, то любые ожидания того, что этот аргумент снимет озабоченность Египта, выглядят слишком оптимистично.
В июле, на фоне эскалации столкновений в Тыграе, распространились сообщения о том, что Аддис-Абеба получила от Анкары 10 беспилотников, но посольство Турции опровергло это утверждение.
Повстанческие силы Тыграя захватили столицу региона Мекелле в июне, что, очевидно, побудило эфиопское правительство искать более тесные связи с Турцией и сделать запрос на TB2 как на эффективное и недорогое оружие для изменения военного баланса в регионе. Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед подписал три сделки о военном сотрудничестве во время визита в Анкару в августе.
По данным агентства Reuters, экспорт турецкой оборонной и авиационной продукции в Эфиопию вырос на 51 млн долларов за первые три месяца 2021 года с отметки 203 000 долларов за аналогичный период прошлого года. Агентство сообщило о скачке в августе и сентябре, не уточнив цифры.
Использование Эфиопией турецких боевых беспилотников в Тыграе может спровоцировать новые проблемы во внешней политике Турции помимо потенциальной напряженности в отношениях с Каиром. После заседания ООН по Эфиопии в сентябре Великобритания, Франция, Германия и США призвали к прекращению военных действий в Тыграе, возобновлению переговоров и беспрепятственному гуманитарному доступу в регион. Вашингтон поднял вопрос о санкциях. Аддис-Абеба выслала из страны семь сотрудников ООН в ответ на критику, что она блокирует гуманитарную помощь Тыграю. В довершение всего, патриарх православной церкви Эфиопии назвал действия правительства в Тыграе геноцидом.
Все эти события показывают, что Анкаре придется отвечать на сложные вопросы международного сообщества, если она продолжит продажу вооруженных беспилотников Аддис-Абебе.
Аналогичным образом, военное сотрудничество Турции с Марокко может ухудшить ее отношения с Алжиром, поскольку две североафриканские страны по-прежнему враждуют из-за спорной территории Западной Сахары.
17 октября Эрдоган отправился в турне по Анголе, Того и Нигерии, и ожидается, что боевые беспилотники снова войдут в его повестку дня. Выступая перед визитом Эрдогана, губернатор нигерийского штата Замфара объявил о планах приобрести у Турции беспилотники. Нигерия также ведет переговоры с турецкой компанией Roketsan о покупке боеприпасов.