Проблема Северного Кипра и соперничество между Турцией и Грецией
Поддержка Анкарой решения о двух государствах на Кипре и ее усилия по легитимизации турецко-кипрского образования вызывают гнев Греции.
Поддержка Анкарой решения о двух государствах на Кипре и ее усилия по легитимизации турецко-кипрского образования вызывают гнев Греции.
Многолетняя борьба за Кипр получила дополнительный импульс на прошлой неделе, когда министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу объявил о предоставлении Северному Кипру статуса наблюдателя в Организации тюркских государств.
В результате высказываний о будущем статусе этнически разделенного острова Кипр между соседними странами-членами НАТО, Турцией и Грецией, возникло новое напряжение.
В годовщину образования Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), которая в 1983 году в одностороннем порядке провозгласила независимость от международно признанной греческой Республики Кипр, спикер парламента Анкары Мустафа Сентоп заявил о поддержке Турцией решения о двух государствах на средиземноморском острове.
«Сегодня стало ясно, что решение на Кипре возможно только при наличии двух равноправных и суверенных государств», - заявил он в понедельник перед аудиторией в Лефкосе, как называется турецкая часть кипрской столицы Никосии.
«Мы не свернем с этого пути. Мы никогда не позволим туркам-киприотам, которые являются неотъемлемым элементом острова, быть меньшинством на своей родине. Мы заставим весь мир признать, что турки-киприоты такой же суверенный и равноправный народ, как и греки-киприоты».
Остров был разделен после вторжения Турции в 1974 году, которое было вызвано переворотом греков-киприотов, стремившихся к объединению с Грецией. Анкара сохраняет более 35 000 военнослужащих в северной трети острова, а администрация киприотов-турок зависит от Турции, которая является единственным государством, признающим ее легитимность.
Многочисленные попытки воссоединения Кипра при посредничестве ООН потерпели неудачу. Референдум 2004 года о создании федерации из двух субъектов был поддержан большинством турок-киприотов, но отвергнут их греческими коллегами.
В течение последних двух лет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступал за решение, предусматривающее сосуществование двух государств. Избрание на президентских выборах на Северном Кипре в октябре 2020 года кандидата от Анкары Эрсина Татара стало еще одним гвоздем в крышку гроба федеративного решения.
После комментариев Сентопа Афины осудили предложение о постоянном разделении Кипра как «неприемлемое» и «подрывающее все усилия по возобновлению переговоров по решению кипрского вопроса в рамках резолюций ООН».
«Одностороннее провозглашение псевдогосударства на оккупированных участках Кипра было бесповоротно осуждено резолюциями Совета Безопасности ООН 541/1983 и 550/1984», - говорится в заявлении Министерства иностранных дел Греции.
Многолетняя борьба за Кипр получила дополнительный импульс на прошлой неделе, когда министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу объявил о предоставлении Северному Кипру статуса наблюдателя в Организации тюркских государств.
«Мы будем поддерживать ТРСК всегда и везде», - написал Чавушоглу в Твиттере после саммита в Узбекистане. Он добавил, что Турция работает «шаг за шагом», чтобы добиться международного признания отделившейся территории.
«Мы внесли свой вклад в процесс урегулирования, показав, что наши братья-киприоты, неотъемлемая часть тюркского мира, не одиноки, - сказал Эрдоган делегатам из Центральной Азии. — Я хочу поблагодарить вас за проявление этой солидарности».
Соединенные Штаты и Европейский Союз, к которому Республика Кипр присоединилась в 2004 году в качестве единственного представительного органа власти острова, раскритиковали это решение.
«Мы сожалеем о решении Организации тюркских государств принять в качестве наблюдателя организацию, не имеющую международного признания», - заявил представитель Госдепартамента США.
Представитель добавил: «Это решение несовместимо с принципом территориальной целостности и Уставом ООН. Соединенные Штаты признают правительство Республики Кипр как единственное законное правительство острова».
Представитель Европейской комиссии Питер Стано назвал этот шаг «прискорбным», добавив: «ЕС неоднократно давал понять, в том числе на самом высоком политическом уровне, что ЕС признает только Республику Кипр как субъект международного права, согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН».
«Любые действия по содействию или оказанию какой-либо помощи в международном признании сепаратистского образования турок-киприотов наносят серьезный ущерб усилиям по созданию условий, благоприятных для возобновления переговоров по урегулированию под эгидой ООН», - сказал Стано.
Отношения между Турцией с одной стороны и Грецией и Кипром с другой, ухудшились за последние два года после нового спора о правах на разведку энергоресурсов в восточной части Средиземного моря летом 2020 года.
Присутствие турецких кораблей, ведущих разведку газа в водах, на которые Греция и Кипр претендуют как на свою исключительную экономическую зону, привело к военно-морскому противостоянию. Анкара также утверждает, что Греция нарушила международные соглашения, милитаризировав острова у турецкого побережья Эгейского моря.
За последние два года Афины приступили к крупным военным закупкам и вновь обвинили Турцию в том, что она позволяет мигрантам пересекать границу Греции, несмотря на соглашение ЕС от 2016 года о прекращении незаконного пересечения границы. Турция, между тем, заявляет, что она имеет документальные свидетельства «оттеснения» мигрантов греческими силами, что привело к гибели людей.
Поскольку в июне соперничающим правительствам Турции и Греции предстоят выборы, усиливаются опасения, что любой пограничный инцидент может привести к более масштабному конфликту.
Выступая на саммите G20 в Индонезии в среду, Эрдоган повторил свою завуалированную угрозу Афинам, заявив, что «мы можем прийти внезапно однажды ночью».